- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ВЕРА В БОГА
- СТРАХ БОЖИЙ
- О СМЕРТИ, СТРАШНОМ СУДЕ, ВЕЧНЫХ МУКАХ И РАЙСКИХ СЕЛЕНИЯХ
- УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ
- ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ
- ПОКАЯНИЕ
- СМИРЕНИЕ
- ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ
- ТЕРПЕНИЕ. СКОРБИ, ИСКУШЕНИЯ И БОЛЕЗНИ
- МОЛИТВА
- ПОСТ
- О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
- СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
- БЛАГОДАТЬ
- ВОЛЯ И ЗАПОВЕДИ БОЖИИ
- ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
- ДОБРОДЕТЕЛИ
- ДОБРО И ЗЛО
- О СОВЕСТИ
- СТРАСТИ
- НЕОСУЖДЕНИЕ
- САМОЛЮБИЕ
- ГНЕВ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
- О СРЕБРОЛЮБИИ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ
- НЕЧИСТОТА (БЛУД)
- СМЕХ
- СОН
- СОБЛАЗНЫ
- ЗАВИСТЬ
- ПЕЧАЛЬ (УНЫНИЕ)
- ГРЕХИ МЫСЛЕННЫЕ
- НАШИ ЧУВСТВА
- СУЕТА
- ДРУЗЬЯ
- ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ
- СЛЕЗЫ
- ПОСЛУШАНИЕ
- ИСТИННЫЙ МОНАХ
- ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИЧЕСТВО
- БЕСЕДА С МИРСКИМИ
- ВНУТРЕННИЙ ВРАГ
- О СПАСЕНИИ В МИРУ
- БЕГАНИЕ МИРА
- РАССУЖДЕНИЕ
- МОЛЧАНИЕ И МНОГОСЛОВИЕ
- БОГ И ТЫ
- ПРЕЛЕСТЬ
- БЛЮДЕНИЕ УМА И ГРЕХ
НАШИ ЧУВСТВА
Блаж. Диадох
– Что зрение и вкус, и прочие чувства рассеивают память сердца, когда пользуемся ими без меры, об этом первая возвещает нам Ева. Ибо, пока не взглянула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Божию; чего ради, как бы покрываемая крылами любви Божией, не ведала она и наготы своей. Когда же воззрела на древо сластолюбно, коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением, тотчас восприяла склонность к плотскому самоуслаждению; и, как обнаженная, сочетавшись с сею страстию, все свое вожделение предала взысканию вкушения настоящих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода к своему падению и падение Адама, вследствие чего уму человеческому стало затруднительно памятовать о Боге или о заповедях Его. Мы же, всегда с непрестанною памятью о Боге, взирая во глубину сердца своего, будем проводить сию падкую на прелести жизнь как слепые очами; ибо воистину духовному любомудрию не рассеянным свойственно сохранять не парительным (не рассеяным) присущий в нас позыв видеть красное, еже видети. Этому и многоопытнейший Иов научает нас, говоря: аще и вслед ока моего иде сердце мое (Иов. 31, 7). Также, действова-ние есть верный признак крайнего воздержания. (Сосредоточить все духовные силы: ум, чувство, волю – в Боге едином.).
Преп. Иоанн Карпафский
– Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь суетностью, хорошо внимать пророку, который говорит: Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, – в храмину сердца вашего, сокрытую от всякого чувственного впечатления, в оное обиталище безобразное, осеяваемое бесстрастием и осенением св. благодати, – затворите двери своя от всего видимого, укройтеся мало елико, ибо и вся жизнь человеческая мала, и после сего прилагает: дондежи мимоидет гнев Господень (Ис. 26, 20). Ибо и беззаконие, а следовательно и бесы, и страсти, и грехи суть гнев Божий, как говорит к Богу Исаия: се, Ты разгневался есм, и мы согрешихом (Ис. 64, 5).