- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ВЕРА В БОГА
- СТРАХ БОЖИЙ
- О СМЕРТИ, СТРАШНОМ СУДЕ, ВЕЧНЫХ МУКАХ И РАЙСКИХ СЕЛЕНИЯХ
- УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ
- ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ
- ПОКАЯНИЕ
- СМИРЕНИЕ
- ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ
- ТЕРПЕНИЕ. СКОРБИ, ИСКУШЕНИЯ И БОЛЕЗНИ
- МОЛИТВА
- ПОСТ
- О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
- СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
- БЛАГОДАТЬ
- ВОЛЯ И ЗАПОВЕДИ БОЖИИ
- ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
- ДОБРОДЕТЕЛИ
- ДОБРО И ЗЛО
- О СОВЕСТИ
- СТРАСТИ
- НЕОСУЖДЕНИЕ
- САМОЛЮБИЕ
- ГНЕВ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
- О СРЕБРОЛЮБИИ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ
- НЕЧИСТОТА (БЛУД)
- СМЕХ
- СОН
- СОБЛАЗНЫ
- ЗАВИСТЬ
- ПЕЧАЛЬ (УНЫНИЕ)
- ГРЕХИ МЫСЛЕННЫЕ
- НАШИ ЧУВСТВА
- СУЕТА
- ДРУЗЬЯ
- ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ
- СЛЕЗЫ
- ПОСЛУШАНИЕ
- ИСТИННЫЙ МОНАХ
- ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИЧЕСТВО
- БЕСЕДА С МИРСКИМИ
- ВНУТРЕННИЙ ВРАГ
- О СПАСЕНИИ В МИРУ
- БЕГАНИЕ МИРА
- РАССУЖДЕНИЕ
- МОЛЧАНИЕ И МНОГОСЛОВИЕ
- БОГ И ТЫ
- ПРЕЛЕСТЬ
- БЛЮДЕНИЕ УМА И ГРЕХ
О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
Свт. Феофан Затворник (из кн. "Невидимая брань")
– Сие святейшее таинство, сие всепобедительное орудие, паче же Христос, сущий в сем таинстве, может быть действенно приемлемо двояким образом: во-первых, таинственно – в таинстве Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, то есть сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце. Первое может иметь место столь часто, сколько это возможно по обстоятельствам внешним, внутреннему состоянию и по усмотрению духовного отца; а второе – каждое мгновение, так что тебе можно всегда иметь в руках сие всемощное оружие и ограждаться им от врагов непрестанно. Внемли же сему и Св. Христовых Тайн причащайся как можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего; мысленно же и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно.
– По причащении же Святых Тайн, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тотчас в сокровенности сердца своего и поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к нему мысленно такую беседу: "Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия мои и ими вместо меня порази вконец сего неистового врага моего".
Преп. Исихий
– Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Тайн Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Тайн, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.