- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ВЕРА В БОГА
- СТРАХ БОЖИЙ
- О СМЕРТИ, СТРАШНОМ СУДЕ, ВЕЧНЫХ МУКАХ И РАЙСКИХ СЕЛЕНИЯХ
- УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ
- ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ
- ПОКАЯНИЕ
- СМИРЕНИЕ
- ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ
- ТЕРПЕНИЕ. СКОРБИ, ИСКУШЕНИЯ И БОЛЕЗНИ
- МОЛИТВА
- ПОСТ
- О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
- СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
- БЛАГОДАТЬ
- ВОЛЯ И ЗАПОВЕДИ БОЖИИ
- ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
- ДОБРОДЕТЕЛИ
- ДОБРО И ЗЛО
- О СОВЕСТИ
- СТРАСТИ
- НЕОСУЖДЕНИЕ
- САМОЛЮБИЕ
- ГНЕВ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
- О СРЕБРОЛЮБИИ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ
- НЕЧИСТОТА (БЛУД)
- СМЕХ
- СОН
- СОБЛАЗНЫ
- ЗАВИСТЬ
- ПЕЧАЛЬ (УНЫНИЕ)
- ГРЕХИ МЫСЛЕННЫЕ
- НАШИ ЧУВСТВА
- СУЕТА
- ДРУЗЬЯ
- ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ
- СЛЕЗЫ
- ПОСЛУШАНИЕ
- ИСТИННЫЙ МОНАХ
- ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИЧЕСТВО
- БЕСЕДА С МИРСКИМИ
- ВНУТРЕННИЙ ВРАГ
- О СПАСЕНИИ В МИРУ
- БЕГАНИЕ МИРА
- РАССУЖДЕНИЕ
- МОЛЧАНИЕ И МНОГОСЛОВИЕ
- БОГ И ТЫ
- ПРЕЛЕСТЬ
- БЛЮДЕНИЕ УМА И ГРЕХ
СОБЛАЗНЫ
Преп. Исаак Сирин
– Знай, что если от тебя выйдет огонь (соблазна) и пожжет других, то Бог от руки твоей взыщет души, жегомые огнем твоим. И если не ты ввергаешь огнь, но соглашаешься с ввергающим и услаждаешься тем, то на суде будешь в числе сообщников его.
Преп. Ефрем Сирин
– Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к устам своим о Господе и отврати свои очи еже не видети суеты (Пс. 118, 37) и избежишь того и другого: пересудов – молчанием, а соблазнов – хранением очей. Если же не препобедим в себе это, то никуда не пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их и будешь иметь покой, где бы ни жил.
Преп. Иоанн Лествичник
– Между нечистыми духами есть такие, которые лукавее других. Они не довольствуются тем, чтобы одних ввести в грех, но советуют нам и других иметь сообщниками зла, чтобы навлечь на нас лютейшие муки. – Видел я человека, который передал другому свою греховную привычку; потом же, пришедши в чувство, начал каяться и отстал от греха, но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было.
Св. Иоанн Златоуст
– 1) Соблазнитель есть величайший враг Божий. Он похищает у Бога Его дорогое сокровище – похищает душу, купленную дорогою ценою. Поэтому и справедливо слово Божие называет соблазнителей антихристами (1 Ин. 2, 18). 2) Соблазнитель есть жесточайший враг ближнего. Приходят в ужас от поджигателей, воров, убийц, отравителей; но какого ужаса достоин христианин, который всюду разносит заразу греха, отнимает у своих братьев благодатную жизнь, предает их в рабство диаволу, низвергает в ад? 3) Соблазнитель есть враг самого себя. Он увеличивает свою собственную вину. Соблазнитель даст отчет пред Богом не за себя только, но и за соблазненных. "Соблазнитель будет вдвойне наказан" (св. Иоанн Златоуст, беседа 25, к Римл.). Горе человеку тому, имже соблазн приходит (Мф. 18, 7).
– Пагубно, истинно пагубно обращение с порочными людьми. Не так скоро пристанет зараза и проказа губит подвергшегося этой болезни, как злые нравы людей порочных. Тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33).
Свт. Тихон Задонский
– Соблазн то же, что моровая язва. Язва моровая заражает и умерщвляет тело, а соблазн заражает и умерщвляет душу человеческую.
– Велик грех соблазна! Велик этот грех потому, что: 1) соблазнитель непременно препятствует Христу в устроении Им нашего спасения; Христос хочет всем спасения, а ты на грех наводишь. Ты поэтому враг Христу и друг и сообщник диаволу, ибо служа для братии соблазном, ты творишь чрез это дело диавольское. Первый соблазнитель на грех – диавол. 2) Кто служит для других соблазном, тот губит сих людей, и потому он – злодей, враг, убийца и – хуже убийцы, ибо не тело, а душу своих братии убивает. 3) Всякий грех можно сколько-нибудь загладить покаянием, а производимого соблазна, большею частью, нельзя.
– Правда, трудно жить среди соблазнов, но зато многоценно в очах Божиих выстаивать среди них. Соблазняющимся – конечно, горе, а соблазнителям и того горее (хуже) Блюдите же, братия, како опасно ходите (Еф. 5,15). Горе вам (христианам), потому что вас ради присно имя Мое хулится во языцех (Ис. 52, 5).