Во­прос 6. О том, что необходимо уединяться

 

 Ответ. Душевной собранности способствует и уединение по месту жительства. Ибо что вредно вести жизнь в обществе с людьми, которые небоязненно и презри­тельно смотрят на обязанность в точности исполнять заповеди, это показывает и слово Соломона, который учит нас: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться пу­тям его и не навлечь петли на душу твою» (Притч. 22, 24-25). К тому клонится и сие изречение: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» (2Кор. 6, 17). Поэтому чтобы ни очами, ни ушами не принимать нам ничего раздражающего на грех и нечувствительно не привыкнуть к нему, чтобы в душе к вреду и пагубе ее не оставалось как бы образов каких и отпечатков видимого и слышимого и чтобы нам прийти в возмож­ность пребывать в молитве, для этого прежде всего уединимся по месту жительства. Таким образом мо­жем преодолеть прежний обычай, по которому жили мы вопреки заповедям Христовым (а не малый это подвиг — преодолеть свою привычку, потому что обы­чай, утвердившийся долговременностью, получает силу природы); и также в состоянии будем стереть с себя греховные пятна люботрудною молитвой и постоян­ным изучением Божией воли. А в молитве и в сем изучении невозможно успеть среди многих людей, раз­влекающих душу и занимающих ее делами житей­ским.

 Да и это требование: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк. 9, 23), как можно кому-нибудь исполнить живя в многолюдстве? Итак, нам надлежит сперва отречься самих себя и взять крест Христов, а потом уже следовать Христу. Отречение же от себя есть полное забвение прошлого и удаление от своей воли, в чем живущему в обществе с людьми всякого рода успеть весьма трудно (чтобы не ска­зать — совершенно невозможно). Напротив того, уча­стие в таком образе жизни служит препятствием тому, чтобы взять крест свой и последовать Христу. Ибо готовность к смерти за Христа, умерщвление удов «земны»х (Кол. 3, 5), расположение духа с неустраши­мостью встречать всякую опасность во имя Христово, непривязанность к настоящей жизни — вот что значит взять крест свой и чему видим великие в себе препят­ствия от привычки к жизни земной.

 Сверх других многих неудобств, душа, смотря на множество живущих беззаконно, во-первых, не нахо­дит времени очувствоваться в собственных своих гре­хах и сокрушаться покаянием о прегрешениях, напро­тив же того, чрез сравнение себя с худшими приобре­тает какое-то мечтательное понятие о заслуге; а потом мятежами и недосугами, какие обыкновенно произво­дит мирская жизнь, будучи отвлекаема от драгоценно­го памятования о Боге, не только лишается возможно­сти радоваться и веселиться о Боге (см. Пс.34, 9), утешаться Господом (см. Пс.36, 4) и усладиться сло­весами Господними, чтобы прийти в состояние ска­зать: «помянул Бога и возвеселихся» (Пс.76, 4), как «сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс.118, 103), но и совсем привыкает к пренеб­режению и забвению судов Божиих. А больше и пагуб­нее сего зла и потерпеть невозможно.