Вопросы о пользовании вещами при общежитии

 

Вопрос 70. Как надобно поступать с тем, кто во зло употребляет одежду или обувь, и когда за­метят ему сие, подозревает в замечающем ску­пость и ворчливость? И что надобно с ним делать, если продолжает то же по надлежащем двукратном или троекратном увещании?

Ответ. Злоупотребление преследует Апостол, сказав: «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1Кор. 7, 31). Ибо мера упо­требления—неизбежная необходимость потребности: а употребление сверх потребности доказывает недуг или многостяжательности, или сластолюбия, или тщеславия. Кто же пребывает во грехе, тот подлежит осуждению, как нераскаянный.

 

Вопрос 85. Надобно иметь в братстве какую либо собственность?

Ответ. Сие противно свидетельствам об уверовавших в Деяниях, в которых написано: «никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян.4,32). Посему кто называет что либо своим, тот поставляет себя чуждым Церкви Бо­жьей и любви Господа, Который и словом и делом учил полагать за друзей душу свою, а не только одно внешнее.

 

Вопрос 86. А если кто говорит: «от братства я не беру, сам не даю, но довольствуюсь своим»; как с ним поступить?

Ответ. Если не послушается он учения Господа, Который говорит: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Иоан.13, 34); то мы послушаемся Апо­стола, сказавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5, 13), чтобы не исполнилось сие: «что малая закваска квасит все тесто» (6)

 

Вопрос 87. Позволительно ли всякому ветхую свою одежду или обувь отдавать, кому захочет, по заповеди?

Ответ. Отдавать или брать, даже и по заповеди, не всякий может, но тот один, кому по испытании вверено домоправление. Посему и ветхое и но­вое отдает и принимает он в свое для всего время.

 

Вопрос 89. Поскольку написано: «Богатством своим человек выкупает жизнь (свою)» (Притч.13, 8), а у нас нет сего; то что будет делать?

Ответ. Если мы старались и не могли достиг­нуть сего; то вспомним ответ Господа Петру, который беспокоился о подобном сему и говорил: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? « Господь же отвечает ему так: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19, 27. 29, Марк.10, 29). Если же, по нерадению, сего не сделали; то окажем тщательность теперь. А если нет уже ни времени, ни сил; то да у тешит нас Апостол, который говорит: «ищу не вашего, а вас» (2Кор. 12, 14).

 

Вопрос 90. Позволительно ли иметь ночную одеж­ду,—волосяную, или другую какую?

Ответ. Употребление власяницы имеет свое вре­мя, потому что употребление власяниц служить не для телесной потребности, но для удручения и сми­рения души. Поелику же нам запрещено иметь по две одежды, то можно ли допустить употребление кроме упомянутой выше причины, пусть всякий рассудить о том сам.

 

Вопрос 91. Если у брата, который не имеет ни­чего собственного, попросит кто-нибудь носимого им на себе; что должно ему сделать, особливо, если попросивший наг?

Ответ. Просит ли нагой, или человек лука­вый, по крайней ли нужде, или из корысти, од­нажды навсегда сказано, что давать или брать не всякий может, но тот один, кому по испытании поручено смотрение за сим. И да соблюдается ска­занное: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор. 7, 20).

 

Вопрос 92. Поелику Господь повелевает продать имение; то в какой мысли надобно сие делать? По­тому ли, что имение само собою естественно вредно, или потому, что им развлекается душа?

Ответ. На сие, во-первых, надобно сказать то, что всякое имение, если бы само по себе было худо, не было бы и Божиим созданием:»Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно» (1Тим. 4, 4); а потом, что заповедь Господня учить не кидать имение, как нечто худое, и бежать от него, но правильно им распоряжаться. И если кто осуждается, осуждается не за то, что имел у себя, но что худо придумал об имении, или не хорошо употребил его; ибо беспристрастное и здравое рас­положение к имению и распоряжение им, сообразное с заповедью, способствует нам ко многому и весьма необходимому: иногда к очищению собственных наших грехов, почему и написано: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лук. 11, 41); иногда же к наследию царства небесного и к стяжанию неоскудевающего сокрови­ща, по сказанному в другом месте: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах» (Лук. 12, 32—33).

 

Вопрос 93. Кто однажды оставил свое имение и дал обет не иметь никакой собственности, тот с какою мыслью должен пользоваться необходимым для жизни, например одеждою и пищею?

Ответ. Памятуя, по написанному, что Бог есть «даяй пищу всякой плоти» (Пс.135. 25). А сверх того потребна заботливость о том, чтобы, как делателю Божию, стать достойным пищи своей, которая при том же не в его власти находится, но по распоря­жению того, кто приставлен иметь попечение о ней, дается и в свое время, и в своей мере, по напи­санному: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 35).

 

Вопрос 94. Если кто, не уплатив податей, вступит в братство, домашние же его, подвергаясь за него взысканию, терпят притеснение: не наносит ли это какого сомнения или вреда ему, или принявшим его?

Ответ. Господь наш Иисус Христос на во­прос: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» говорит: «чье это изображение и надпись?» и когда сказали: «кесаревы», отвечает так: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22, 17, Лук. 20, 24, 25). Итак, поелику из сего видно, что те оказываются подчи­ненными повелениям кесаря, у кого находится что либо кесарево, то, если и этот вступивший в брат­ство принес с собою что либо подобное из принадлежащего кесарю, да будет он повинен вне­сти подать, а если ушел от своих, все им оставив, да не будет никакого сомнения ни ему, ни принявшему его.

 

Вопрос 142. Знающим искусство надобно ли брать у кого-нибудь работу без ведома приставленного к попечению о сем?

Ответ. Как тать или помогающей татю, да подлежит осуждению тот и другой: и кто дает, и кто берет работу.

 

Вопрос 143. Какое попечение обязаны иметь рабо­тающее о вверенных им снарядах?

Ответ. Какого требуют вещи, во-первых при­несенные в дар и посвященные Богу, а во-вторых столь необходимые, что без них не могут они по­казать должного не леностного тщания.

 

Вопрос 144. А если кто по нерадению потеряет, или по небрежению испортит что?

Ответ. Испортивший да судится как святотатец, а потерявший как виновник святотатства, по­тому что все это принесено в дар Господу и посвя­щено Богу.

 

Вопрос 145. А если сам собою употребит какой либо снаряд в дело, или возьмет?

Ответ. Да судится как дерзкий и самоуправный, потому что это—дело того, кому поручен надзор и распоряжение.

 

Вопрос 146. А если и при неминуемой надобности настоятель потребует у него снаряд, а он станет спорить?

Ответ. Кто по любви Христовой себя и члены свои отдал в употребление другим, тот как возможет спорить о снарядах с настоятелем, кото­рому принадлежит попечение и о снарядах?

 

Вопрос 148. Какую меру власти имеет в домоправлении тот, чьему смотрению вверена кла­довая?

Ответ. В отношении к тому, кто по испытании вверил ему снабжение кладовой, должен помнить самого Господа, сказавшего: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан.5, 30); а в отношении к тем, которые на его попечении, должен иметь в виду потребность каждого; потому что написано: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 35). Тот же закон пусть будет для всех, кому поручены подобные заботы.

 

Вопрос 168. С каким расположением должно брать одежду и обувь, каковы бы они ни были?

Ответ. Если они велики или малы на твой рост: то объяви нужду свою с надлежащею скромностью. А если не нравятся по дешевизне своей, или потому, что не новые, то вспомни слова Господа, сказавшего: не просто всякий, но «делатель достоин» пищи «своей» (Матф.10, 10), и допроси сам себя, сделал ли что-нибудь достойное Господних заповедей, или обетований; тогда не только не потребуешь другого, но и данным будешь приведен в мучительный страх, как получающий это свыше достоинства. Ибо сказан­ное о пище должно иметь за правило и в рассуж­дении всякой вещи, удовлетворяющей телесным потребностям.

 

Вопрос 210. Что значит предписанное Апостолом «приличное одеяние» (1 Тим. 2, 9.)?

Ответ. Употребление одежды, прилично приноров­ленное к собственной ее цели, приспособленное к требованиям времени, места, лица, нужды; потому что рассудок не допускает одних и тех же одеяний во время зимы и во время лета, и одинаковой одежды для работающего и для отдыхающего, для услуживающего и для принимающего услугу, для воина и для простолюдина, или для мужчины и для женщины.