СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (см. рис. на с. 2122 и 3637)

АВТОКЕФАЛИЯ (греч. — самовозглавление) — независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).
АГНЕЦ (слав. — ягненок) — средняя часть просфоры (см.), вынимаемая для совершения Евхаристии.
АКАФИСТ (греч. — несидение) — молитвословия, которые можно слушать стоя в противоположность кафизмам (см.), при чтении которых полагалось сидеть. А. состоит из 12 кондаков (см.) и 12 икосов (см.). Первый А. был написан в VII в.
АЛЛИЛУЙЯ (евр. — хвалите Господа) — припев к псалмам и гимнам. Восходит к временам В.З.
АЛТАРЬ (лат. — жертвенник), или ПРЕСТОЛ, — деревянный (реже металлический или каменный) стол, на котором совершается Литургия (см.). А. также называется все пространство вокруг престола (см.).
АМВОН (греч. — возвышение) — в современных храмах это центральная часть солеи (см.), расположенная напротив царских врат (см.).
АМИНЬ (евр. — истинно, верно) — возглас, которым обычно заканчивается каждая молитва. При общественном богослужении слово А. произносит народ (или хор).
АНАЛОЙ (точнее АНАЛОГИЙ) — высокий столик с покатым верхом. Употребляется для богослужебных книг и икон.
АНАФОРА (греч. — возношение), или КАНОН ЕВХАРИСТИИ, — последование молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии (см.).
АНТИДОР (греч. — вместо дара) — остатки просфоры (см.), из которой вынут Агнец (см.).
АНТИМИНС — частица мощей (см.), вшитая в ткань. А. лежит на алтаре. На А. совершается Евхаристия.
АНТИФОН (греч. — противогласие) — песнопения, которые поются на два хора. Аное пение ведет начало из Иерусалимского Храма. В Церковь введено св. Амвросием Медиоланским (IV в.).
АПОСТОЛ — книга, содержащая Деяния и Послания св. апостолов, разделенные на зачала (см.). А. употребляется при богослужении.
АПСИДА — ниша в восточной стене храма, где находится алтарь (см.).
АРТОС (греч. — квасной хлеб) -хлеб, освящаемый на Пасху в воспоминание братских трапез. Раздается обычно в субботу Светлой недели.
ВОЗДУХ — плат, или «покровец», которым покрывают потир (см.) и дискос (см.) во время Литургии (см.).
ВОНМЕМ (славянск. — будем внимательны) — богослужебный возглас, призывающий к вниманию.
ГЛАСЫ — система из 8ми церковных мелодий, разработанная св. Иоанном Дамаскином и св. Феодором Студитом. Г. меняются в зависимости от вида песнопения: ирмоса (см.), тропаря (см.) и т. д. Г. меняются также каждую неделю. Собрание Г. называется Октоихом, или «Восьмигласником».
ГОРНЕЕ МЕСТО — пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа.
ДАРОНОСИЦА — небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (преждеосвященные) Св. Дары для причащения больных на дому (см.).
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные (преждеосвященные) Св. Дары. Находится на престоле (см.).
ДЕИСУС (правильно ДЕИСИС, греч. — моление). Ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу.
ДИКИРИЙ — подсвечник в две свечи, который вместе с «трикирием» употребляется во время архиерейского богослужения.
ДИСКОС — небольшое блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца (см.). В наши дни Д. для удобства крепится на подставке (см.).
ДОГМАТИК — церковное песнопение в. честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне воскресенья (перед «Свете тихий»). Название Д. связано с его содержанием (догматическое учение о Боговоплощении). Всего Д. — 8, по числу 8 гласов.
ДЬЯЧОК — старинное, вышедшее из употребления название псаломщика (см.).
ЕВХАРИСТИЯ (греч. — благодарение) — одно из важнейших таинств Церкви, Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.
ЕКТЕНИЯ (греч. — прошение, усердное моление) — ряд призывов к молитве, произносимых диаконом (или священником).
ЕЛЕЙ — масло оливы (или другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания. Знак Божия благословения, как указано в Библии.
ЕПИКЛЕЗИС — призывание Св. Духа, часть евхаристических молитв (см. анафора).
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. — нашейник) — отличительный знак иерейского сана.
ЖЕРТВЕННИК — стол, находящийся слева от престола (см. алтарь). На нем совершается проскомидия (см.).
ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — читается священником в конце Литургии, «за амвоном».
ЗАЧАЛА — рубрики, на которые разделен текст церковнославянской Библии.
ЗВЕЗДИЦА — два металлических полукружия, которые устанавливаются на дискосе (см.), чтобы воздухи (см.) не прикасались к Агнцу (см.).
ИЕРЕЙ — греческое наименование священника (архиерей — епископ).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ — псалмы, которые поются антифонно (см.) в начале Литургии и читаются после великопостных часов (см.).
ИКОНОСТАС (греч. — место, где стоят иконы) — ряд икон, отделяющий алтарное пространство от храма. И. бывают одноярусные и многоярусные.
ИКОС — церковная песнь, или молитва, в которой прославляется подвиг святого или празднуемое событие.
ИПОДИАКОН — церковнослужитель, помощник диакона. Носит стихарь, повязанный крестообразно орарем (см.). И. прислуживает при епископе.
ИРМОС — греческое название песен канона утрени (см. канон).
ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА (греч. — многая лета, Владыко) — приветствие, которое поется епископу.
КАНОН (от арам. кане — правило) — обозначает: 1) перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв, анафора (см.); 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен).
КАНУН — 1) день перед праздником; 2) столик с изображением Распятия и подсвечниками, перед которым служатся панихиды.
КАФИЗМА (греч. — чтение, при котором сидят) — чтение зачал (см.) из Псалтири на утрени.
КЛИРОСЫ — правая и левая стороны солеи, на которых обычно стоят певчие.
ЛИТИЯ — поминальная молитва: 1) краткая панихида; 2) обряд, который совершается в западной части храма во время праздничной всенощной. На Л. освящают хлеб, пшеницу, вино и елей (см.).
ЛИТУРГИЯ (греч. — общее дело; общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.).
МИНЕЯ (греч. — месячник) — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на месяц. Четьи–Минеи — жития святых, расположенные в календарном порядке. Общая Минея содержит службы тем святым, для которых нет особых чинопоследований в месячных М.
МИРО — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год (в Великий четверг). Употребляется для таинства Миропомазания.
МИТРА (греч. — повязка, тюрбан) — парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника.
МОЩИ (слав. — прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились.
НЕДЕЛЯ — славянское название воскресенья. Русское слово «неделя» — поцерковнославянски «седмица» (см.).
ОГЛАШЕННЫЕ — люди, которые проходят подготовку к крещению.
ОМОФОР — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана.
ОРАРЬ (от лат. ораре — молиться) — вышитая или цветная лента, знак диаконского сана. Надевается через плечо. Во время ектении (см.!!!) диакон поднимает О. Этот обычай сохранился от тех времен, когда в церкви пели все верующие, а диакон регентовал.
ОТПЕВАНИЕ — так в просторечии называется чин молитв над умершим.
ОТПУСТ — краткая молитваблагословение, произносимая священником по окончании церковной службы.
ПАНАГИЯ — небольшая икона, которая носится на груди епископом как знак его сана.
ПАНИХИДА — молитва за усопших.
ПАРЕМИЯ (греч. — чтение) — чтение из Ветхого Завета за всенощной.
ПАТРИАРХ — епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь.
ПОДРИЗНИК — см. стихарь.
ПОЛИЕЛЕЙ — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники.
ПОТИР — евхаристическая чаша (см.).
ПРАВИЛО МОЛИТВЕННОЕ — молитвы, расположенные в определенном порядке: утренние, вечерние, ко причащению и пр.
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ — епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава поместной автокефальной (см.) Церкви.
ПРИДЕЛ — дополнительное помещение в храме с алтарем. В древности его пристраивали («приделывали»), откуда и название. П., так же как и центральный храм, посвящается празднику или святому.
ПРИТВОР — западная часть храма, его преддверие. В древности там стояли оглашенные (см.) и кающиеся. П. обычно расписан картинами из Ветхого Завета.
ПРОКИМЕН (греч. — предваритель) — стих из псалма, которым предваряется чтение или пение в храме.
ПРОСКОМИДИЯ — приготовление к Литургии (см.), совершаемое на жертвеннике (см.) в алтаре (см.).
ПРОСФОРА (греч. — приношение) — в современной практике небольшой хлеб (см.). Сверху на П. стоит либо печать со словами ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает), либо изображение Богоматери (реже — святых). Большая литургическая П. предназначается для Агнца (см.).
ПСАЛМОДИЯ — распевноречитативное чтение Св. Писания.
ПСАЛОМЩИК — церковный чтец. В отдельных случаях епископ совершает над ним «посвящение в чтецы».
САККОС — см. стихарь.
СВЕТИЛЕН — молитва, ведущая свое происхождение от древнего обряда благословения светильника (на вечерней службе).
СЕДМИЦА — церковнославянское название недели (см.).
СОЛЕЯ — возвышение перед иконостасом. Центральная часть С. называется амвоном, боковые части — клиросами.
СТИХАРЬ — длинная одежда священнослужителей (хитон). У диакона и иподиакона (см.) С. имеет широкие рукава. Сходный покрой имеет саккос епископов. У священников хитон — с узкими рукавами, называется подризником.
СТИХИРЫ — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.
ТРЕБНИК — богослужебная книга с чинопоследованием треб (см.).
ТРЕБЫ — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии (см.) и Рукоположения, а также молебны, панихиды (см.), отпевания (см.), освящение домов и пр.
ТРИОДЬ — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная).
ТРОПАРЬ — краткое песнопение, посвященное празднику или святому.
ФЕЛОНЬ (риза) — верхнее богослужебное облачение без рукавов. Прежде употреблялось епископами и священниками. Теперь в Ф. служит только священник.
ЦАРСКИЕ ВРАТА — врата в иконостасе, находящиеся между престолом (см. алтарь) и амвоном (см.).
ЧАСЫ — у древних евреев сутки делились на четыре часа (или части) — первый, третий, шестой и девятый. По этому образцу составлены церковные Ч., включающие чтение псалмов и молитв. Ч. соединяют утреню с Литургией.
ШЕСТОПСАЛМИЕ — шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени.
ЭКУМЕНИЗМ (греч. экумена — населенная земля) — сотрудничество Церквей различных исповеданий, целью которого является сближение и в конечном счете соединение всех христиан.