- Таинство, слово и образ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ОТ АВТОРА
- Глава I. «ДОМ НАРОДА БОЖИЯ»
- Глава II. ВЕЧЕР В ХРАМЕ
- Глава III. ЛИТУРГИЯ
- Глава IV. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ*
- Глава V. ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
- Глава VI. БЕСЕДЫ НА «СИМВОЛ ВЕРЫ»
- Приложения
- I. БИБЛИЯ И ЛИТУРГИЯ[100]
- II. О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
- III. О ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ, ДУХОВНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЯХ И ЧТЕНИИ СЛОВА БОЖИЯ
- IV. ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ И МОЩАХ
- V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
- VI. СХЕМА ПАСХАЛЬНОГО ЦИКЛА
- VII. О ДНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ
- VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНОГО ГОДА
- IX. ПОСТЫ И ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
- X. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ИСПОВЕДАНИЙ
- Краткая библиография
- СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ (см. рис. на с. 2122 и 3637)
- СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
- Примечания
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
53
Н. Афанасьев. Трапеза Господня, с. 84. «Тайное» чтение молитв анафоры входило в церковную практику постепенно, начиная с IV в. Однако еще в VI в. этот обычай не был принят в качестве нормы. В 567 г. в Византии был даже издан указ, повелевающий иереям произносить слова анафоры «голосом, который был бы слышим верным народом» (цит. по сборн.: Живое Предание, Париж, 1937, с. 179). Видный ленинградский богослов прот. Ливерий Воронов отмечает, что правило читать молитвы Евхаристии вполголоса или про себя было связано с «понижением уровня духовной жизни». Пока же эта практика сохраняется, о. Ливерий рекомендует священникам произносить слова анафоры «вслух всех благоговейно присутствующих и молящихся в алтаре, а также раскрывать перед своей паствой, посредством проповеди, духовную красоту и богатство святоотеческого литургического богомыслия, воплощенного в словах евхаристических молитв» (прот. Л. Воронов. К вопросу о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время божественной Литургии. — Богословские Труды. Сб. 5. М., 1968, с. 178).