- Послание святого Апостола Павла к Римлянам истолкованное святителем Феофаном
- ВВЕДЕНИЕ
- 1) ПРОСВЕЩЕНИЕ РИМЛЯН ВЕРОЮ
- 2) СОСТАВ ЦЕРКВИ РИМСКОЙ
- 3) КОГДА И ГДЕ НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ
- 4) ПОВОД, ПОБУЖДЕНИЕ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ
- 5) СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-17)
- а) Надпись и приветствие (1, 1–7)
- б) Начало Послания (1, 8 — 17)
- гг) Главный предмет Послания (1, 16–17)
- ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. О СПАСЕНИИ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ (1,18 — 11,36)
- 1) ПОМИМО ВЕРЫ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА НЕТ СПАСЕНИЯ (1, 18-3, 30)
- а) Суд Божий непреложен на всех, содержащих истину в неправде (1, 18)
- б) Но в этом виновны и язычники, и иудеи (1, 19 — 3, 20)
- аа) Язычники содержат истину Божию в неправде (1, 19-2, 16)
- α) Язычники обличаются в нечестии (1, 19–23)
- β) Язычники обличаются в неправде (1, 24–31)
- αα) Язычники предались чувственности (1, 24–27)
- ββ) Язычники стали чинить всякое беззаконие и всякую неправду (1, 28–31)
- γ) Наведение о безответности знающих и нетворящих (1, 32 — 2, 16)
- бб) И иудеи содержали истину Божию в неправде (2, 17-3, 20)
- α) Они знают волю Божию (2, 17–20)
- β) А живут противно ей (2, 21–24)
- γ) Оттого — они хуже язычников (2, 25–29)
- δ) Что же лишше иудею? (3, 1–8)
- ε) Убо безответны и иудеи (3, 9 — 20)
- в) Бог устроил особый дивный образ спасения в Единородном Сыне Своем Господе нашем Иисусе Христе (3,
- 2) АПОСТОЛ УБЕЖДАЕТ, ПРИВЛЕКАЕТ И СКЛОНЯЕТ К ВЕРЕ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (3, 31-5, 21)
- а) Примером Авраама (3, 31 — 4, 25)
- б) Сокровищами веры (5, 1 — 11)
- в) Значением домостроительства Христова в истории человечества (5, 12–21)
- 3) ВЕРА В ГОСПОДА НАЛАГАЕТ НА ВЕРУЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО БЫТЬ СВЯТЫМИ (6,1 — 7,6)
- а) Апостол узаконяет сие обязательство (6, 1 — 10)
- б) Как устоять и чем проявлять святость (6, 11–14)
- в) Побуждения к тому (6, 15–23)
- г) Не примешивать иудейства (7, 1–6)
- 4) БЛАГОТВОРНОСТЬ ВЕРЫ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (7, 7–8, 39)
- а) Изображение нравственного растления человеческого (7, 7 — 25)
- аа) Не закон размножил грехи, но живущий в нас грех (7, 7 — 13)
- бб) Что это за живущий в нас грех, и как он действует (7, 14–25)
- б) Изображение светлого состояния христиан под благотворным действием веры Христовой (8, 1 — 39)
- аа) Сущность его (8, 1 — 10)
- α) Начатки Духа (8, 23–27)
- β) Предвечное определение (8, 28–30)
- 5) НЕВЕРИЕ ИУДЕЕВ ПРЕД ЛИЦОМ ХРИСТИАНСТВА (9, 1-11, 36)
- а) Удостоверение святого Павла в чрезмерной любви своей к народу своему (9, 1–5)
- б) Отвержение части иудеев не противоречит обетованиям Божиим (9, 6 — 29)
- в) Как же так сделалось, что многие иудеи отвержены и на место их призваны язычники? Какая тому прич
- г) Утешение народа Божия (11, 1 — 36)
- НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (12, 1-15, 13)
- 1) ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ (12, 1–2)
- 2) КАК ОН ДОЛЖЕН ВЫРАЖАТЬСЯ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ (12, 3-13, 14)
- а) Сначала среди них самих, яко христиан (12, 3 — 21)
- аа) Как — заправители общества (12, 3–8)
- бб) Правила, как должны действовать все другие христиане (12, 9 — 21)
- б) Как они должны действовать, как члены гражданского общества или государства (13, 1-14)
- аа) Первое здесь — повиновение властям (13, 1–7)
- бб) Второе, в гражданском отношении (13, 8 — 14):
- α) Хранение исправной гражданской жизни (13, 8 — 10)
- β) Удаление злых обычаев (13, 11–14)
- 3) ПРИСТУПАЕТ К ИСПРАВЛЕНИЮ ОДНОЙ НЕИСПРАВНОСТИ РИМСКИХ ХРИСТИАН, ОСОБЕННО ВЫДАВАВШЕЙСЯ (14, 1-15, 1
- ПОСЛЕСЛОВИЕ (15, 14–16, 24)
- а) Извещения (15, 14–33)
- бб) О деле проповеди (15, 17–22)
- в) Предостережение (16, 17–20)
- г) Приписка (16, 21–24)
2) СОСТАВ ЦЕРКВИ РИМСКОЙ
Одним кажется, что Римская Церковь состояла преимущественно из иудеев, другим — что из язычников. Вернее будет сказать, что сначала больше было иудеев, а потом стало больше язычников, — и это даже ко времени написания Послания. Вот что наводит на эту мысль! Как только показались иудеи в Риме, они начали привлекать к себе прозелитов полных или неполных. Благородным душам тяжело становилось от языческих суеверий и недобрых нравов. Истина, скрывавшаяся в иудейском исповедании веры, успокоительно повеяла на их дух, и они стали преклоняться пред нею. Это дело пошло так успешно, что не могло не быть замеченным; и Сенека, смотря на это, сказал, что побежденные дают законы веры победителям, а Ювенал смеялся над иудействующими римлянами и особенно римлянками. Но если иудейство так привлекало возбужденные души, не тем ли паче могло это делать христианство? Христианство давало не одну истину, но вместе с нею сообщало и новую, благодатную жизнь. Это было для всех осязательно. Такое осязательное преимущество могло ли оставаться без особого действия на тех, кои искали лучшего?! И видим, что прозелиты иудейские везде почти тотчас переходили к Евангелию, как только оно касалось их слуха, и становились христианами. Это и потому, что христианство давало полное удовлетворение их духу, и потому, что, становясь христианами, они делались полными членами верующего общества, тогда как иудейское прозелитство держало их будто за воротами дома Божия, в каком живущими представляли себя иудеи. Как бывало везде, так было и в Риме. С самого начала больше было верующих из иудеев, но не подавляющим множеством. Было не мало их и из язычников.
За что иудеи изгнаны были Клавдием из Рима? За то, как заметил Светоний, что среди них поднимались все смуты из-за Христа. Это дает мысль, что вера во Христа Господа победоносно действовала среди иудеев и сильно раздражала беспокойных ревнителей иудейства. Если припомним, что было с архидиаконом Стефаном или потом с апостолом Павлом в Филиппах и Солуни, в Коринфе и Ефесе; то можем вообразить, что происходило и в Риме от иудеев, — смятение за смятением. Ныне шум и крик, завтра — тоже. Правительство унимало унимало, и порешило — выгнать их всех из Рима, чтоб не нарушали общего спокойствия. Оно не входило глубоко в дело; слышало только, что возмутители покоя выкрикивали имя Христа, и остались при мысли, что это Он как-нибудь возбуждал их. Разбредутся по разным местам, полагало оно, и не будут иметь возможности составлять таких буйных партий, какие составляются ими в Риме; но всяко Рим останется без них в покое.
Из этого обстоятельства нельзя заключать, что первые христиане были только из иудеев и что смуты поднимались среди них, то отцами на сынов, то сыновьями на отцов, то соседями на соседей и подобное, — по причине отступления их от веры отцов. Не мало могло быть и таких случаев, когда смятение зарождалось из-за потери прозелитов или прозелиток, как дают разуметь смуты против святого Павла, бывшие в Филиппах, Солуни и других местах. В таком случае смятение из их квартала должно было переходить и в самый город. Это-то, может быть, особенно и побудило правительство принять строгие меры. — Отсюда вот что выходит: как изгнание иудеев было не за веру, а за смуты, то эта кара не должна была коснуться верующих из язычников. Они остались в Риме и начали христианствовать одни, развиваясь и внутренно, в духе, и внешно, в числе: ибо благодать Божия не вяжется внешними стеснительными мерами и не зрит на лица. Могли остаться среди них и пастыри — руководители, — и общество зреть и полнеть. — Вот обстоятельство, которое дало в Риме перевес верующим из язычников над верующими из иудеев. Ибо хотя и из изгнанных иудеев иные могли уверовать в Господа в изгнании и воротиться в Рим верующими, но другие, из веровавших прежде изгнания, могли найти себе покойное место где-либо во время изгнания и остаться там навсегда. Таким образом верующие из иудеев могли не возрасти в числе; тогда как верующие из язычников, покойно пребывая на месте, не могли не привлекать к себе других верующих и не расти в числе.
Это же обстоятельство послужило поводом и к тому, что христианское общество совсем отособилось от иудеев. Верующие из язычников и сами по себе не могли тяготеть к ним, а теперь, после нескольких лет жития и действования особо от них, и заставить их нельзя было вступать с ними в какое-либо общение. Но и верующие из иудеев, в изгнании, имея более свободы жить сами по себе, по духу новой веры, привыкли особиться от других иудеев, а особенно удалявшиеся в местности, которые входили в круг действования святого Павла. Тут они всюду встречали общества христиан, отособленные от иудеев, и от них научались, как вести подобного рода жизнь религиозную. — С такою подготовкою верующие иудеи, возвратясь в Рим, не затруднялись и никаким недоумением не были смущаемы касательно того, как им отнестись к иудеям. Они прямо отделились от них и вступили в общение с верующими из язычников, составив с ними таким образом единое целое. Из приветствий святого Павла некоторым из сих возвратившихся видно, что они вступили там и в чин руководящих и заправляющих делами религиозной жизни. У Акилы и Прискиллы уже есть и домашняя церковь; другие приветствуются не одни, но с сущею с ними братиею, или всеми святыми сущими с ними, — что также указывает на домашние у них церкви. — Из сего заключить надобно, что верующие иудеи, возвратившись в Рим совсем очищенными от иудейства, слились с верующими из язычников. Церковь Римская стала Церковию совершенно в духе святого Павла, то есть такою, как следует быть истинно-христианской Церкви. Такое отособление верующих от иудеев резко обозначилось при вступлении святого Павла в Рим, года два спустя после Послания. Верующие выходят к нему навстречу до Аппиева торга и трех корчемниц; из прочих иудеев никого. И потом целых три дня прошло, а из них никто не пришел приветить его: так что святой Павел принужден был сам пригласить их к себе, чтоб дать им точное о себе сведение, — что он не по вине какой в узах, а надежды ради Израилевы обложен веригами сими (ср.: Деян. 28, 20). Это сделал он для того, чтоб не распустили о нем неверные худой молвы и не помешали тем приходить к нему желавшим слышать слово благовестия. Приглашены были перваки; и с какою холодностью отвечали они святому Павлу: не слышали о тебе и писем не получали! Это притворно сказано. А в следующих за тем словах: да слышим, яже мудрствуеши: о ереси бо сей ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть (ср.: Деян. 28, 22) — слышится и нескрываемое уже отвращение к Евангельскому благовестию. Но не все были таковы; ибо когда в назначенный день святой Павел потолковал с собравшимися в большом числе иудеями, многие уверовали (см.: Деян. 28, 24), а многие приходили слушать его после и, конечно, тоже прилагались к верующим.
Этим ограничиваются все сведения о Римской Церкви; но и их достаточно, чтоб составить правильный взгляд на Послание святого Павла к Римлянам.