Примечания

1. Добротолюбие. Т. 3. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного, гл. 79 и далее.
2. Прекраснейшие образцы в сем роде у святителя Тихона. Он глубже всех, кажется, уразумел, что лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление и пробуждение грешников от усыпления. К тому и ведет почти всякая статья его. Такою же должна быть и всякая церковная проповедь, и всякая беседа.
3. При всем том никак не излишне иметь под руками душеспасительные книги, в которых ясно и с силою были бы раскрыты все предметы, о которых следует рассуждать с собою. Неоцененны в сем отношении в писаниях святителя Тихона статьи о грехе, об ослеплении, о прощении некающемуся, келейные письма. В пособие к сему именно рассуждению с собою издается сборник святоотеческих писаний, под заглавием: «Востани спяй…»
4. Христианское чтение. 1842. Ч. 1. С. 244.
5. Подвижничекое слово, гл. 77.
6. Там же, гл. 78.
7. Беседа 8, п. 2.
8. Подвижническое слово, гл. 90.
9. Там же, гл. 69.
10. Подвижническое слово, гл. 90.
11. Там же, гл. 69.
12. Подвижническое слово, гл. 85.
13. Беседа 9, п. 7.
14. Беседа 9, п. 1-6.
15. Подвижническое слово, гл. 82, 85.
16. Подвижническое слово, гл. 89.
17. Беседа 8, п. 2.
18. Беседа 9, п. 1.
19. Слово 55.
20. Макарий Великий. Слово 5. О возвышении ума, п. 13; Слово 7. О свободе ума, п. 24, 20 и 21; Беседа 17, п. 4.
21. Беседа 2, гл. 1, 2, 4, 12.
22. Добротолюбие. Т. 5. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, гл. 41.
23. Добротолюбие Т. 1. Наставления о добрый нравственности и святой жизни, гл. 150.
24. Оное намерение и со всею широтою изображено святым Исааком Сирианином в его послании к святому Симеону Столпнику. То же смотри в 1–й и 2–й Беседах святого Макария Великого.
25. Подробно о руководителе — в особой брошюрке под заглавием «Что потребно покаявшемуся» и прочее.
26. Подробнее о правилах — в указанной выше брошюре.
27. Патерик Скитский.
28. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги святых Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским, об умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Москва, 1892. Ред.
29. Мнение их см.: Славянское Добротолюбие. Ч. 2. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Правило в ста главах, гл. 92.
30. См. Приложения к «Письмам о христианской жизни».
31. Книга Варсонуфия вся и состоит в этом.
32. У святого Исаака Сирианина внешние скорби, слезы и сокрушения восхваляются по всему пространству его слов.
33. Лествица. Слово 27, п. 66.
34. Лествица. Слово 26, п. 63.
35. Лествица. Слово 26, п. 139.
36. Лествица. Слово 29, п. 11.
37. Там же. Слово 30, п. 21.
38. Там же. Слово 30, п. 35.
39. Желающие знать о последних степенях христианского cовершенствa пусть читают святого Исаака Сирианина, «Лествицу» и «Добротолюбие».
40. Начало взято из: Христианское чтение. 1838. Ч. IV. С. 242–253.
41. Отселе из 21–й Беседы на Послание к Ефесянам.
42. Отселе из Слова к верующему отцу.
43. Духовные наставники.
44. Отселе из 9–й беседы на 1–е Послание к Тимофею.