Введение

Книга Как мы веруем стремится раскрыть внутренюю сторону православия тем, кто находится вне его, дать ответ на самые существенные вопросы веры для широкого круга людей, интересующихся православием. Одновременно в ней звучат темы, актуальные и для самих православных, особенно такие, которые требуют более глубокого разъяснения нашей веры. В этом смысле это издание можно также назвать архипастырским посланием.
Иисус Христос не оставил никакого письменного изложения Своего учения. Также и святые апостолы сначала не создавали вероучения. Получив силу в сошествии Святого Духа, они начали свидетельствовать о Христе, Его смерти и воскресении. Тот, кто уверовал в свидетельство апостолов, крестился и получал дары Святого Духа (Деян.1:8, 2:38,41).
От свидетельства святых апостолов стали повсюду возникать новые собрания, общины - так Церковь получила начало. В Новом Завете Церковь называется "экклезия": греческое слово, первоначально означавшее собрание людей. В некоторых языках слово Церковь (church, Kirche) означает "принадлежащие Господу". Таким образом первоначальным признаком Церкви, содержащимся уже в ее названии, является собрание в одном месте народа Господня.
Где бы первые христиане ни собирались, там была Церковь, т.е. община, народ Божий. В этом собрании христиане встречались со Христом, в Которого они уверовали. Эту встречу они переживали особенным образом в святой Евхаристии, которую совершали в "преломлении хлеба и молитвах" (Деян.2:42). Это было радостное благодарственное служение общины, т.е. по-гречески Евхаристии, и она всегда совершалась во главе с местным епископом.
Христианство и в наши дни не является какой-то философией или идеологией, это встреча со Христом. К этой встрече и сегодня приводят: вера, экклезия (Церковь) и Евхаристия. Вместе они составляют одно целое, ту установленную Богом структуру, при помощи которой новая жизнь во Христе дается миру.
Основой новой жизни являются дела Божий" и Божественное откровение, которое принимается с верою. Понятия веры, основывающиеся на Священном Писании, являются исходной точкой православного христианства, и поэтому первая часть этой книги озаглавлена: ВЕРА. Экклезия и Евхаристия, Церковь и Причащение неотделимы друг от друга, так как собрание верующих представляет собой евхаристическую общину. Поэтому вторая часть книги озаглавлена: ЕВХАРИСТИЯ. Придавая особое значение общению в Церкви и в Евхаристии, христианину необходимо личное участие в духовной жизни. Этот вопрос рассматривается в третьей части книги, озаглавленной: МОЛИТВЕННЫЙ ПОДВИГ. В целом в каждой главе речь идет о полноте жизни христианина.
Так как описание жизни - только отражение жизненного опыта, лучший способ познать Православие - это исполнить совет апостола Филиппа, данный Нафанаилу: "Пойди и посмотри" (Ин.1:46).
Сознавая несовершенство любого описания, мы просим Духа истины, как это делает апостол Павел в послании к Ефесянам (1:17-19):
Да просветит очи сердца нашего, чтобы мы познали, в чем состоит надежда призвания нашего, и какое богатство славного наследия Его для святых и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его.