Заключение

Эта книга выходит в то время, когда много говорится о т.н. харизматическом движении. Свое название движение получило от того, что целью его являются особенные дары благодати - харизмы, которые существовали во времена апостолов, как, например, пророчества и способность говорить на разных языках.
Спрашивается, возможно ли появление такого же движения и в Православной Церкви? Ответ на этот вопрос станет одновременно итогом всего того, что сказано о Православной Церкви в этой книге.
Мы помним, что исторически Православная Церковь имеет один и единственный начальный источник: ниспослание Святого Духа в Пятидесятницу па пятидесятый день после воскресения Христова. Живший во II столетии святой Ириней, епископ Лионский, пишет: "Где есть Церковь, там есть Святой Дух, и где есть Святой Дух, там Церковь и вся благодать". Существо Церкви не изменилось с тех времен. Церковь до сих пор является Церковью Святого Духа согласно обещанию Христа: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин.14:16). Значит Церковь уже является харизмой, даром Духа Божия среди людей.
Церковь есть Церковь Святого Духа. Что же нужно сказать о членах Церкви?
Говоря об Евхаристии, мы отметили общее участие всех членов Церкви в совершении Литургии. Мы рассматривали вопрос с точки зрения Литургии, которая уже по своему названию должна быть общественной службой. Но к этому же вопросу мы можем приблизиться и с точки зрения верующих. Члены Церкви участвуют в совершении Литургии не только потому, чтобы Литургия стала общественной службой, но также потому, что они все получили дар этого священодействия дар благодати, харизму. Во время возрождения в святом крещении от воды и Духа они одновременно были поставлены "царственным священством" на литургическое служение.
Писатель древней Церкви Ипполит Римский рассказывает, как епископ возлагает руки на новокрещенных и молился, чтобы Дух Святой послал на них благодать для священного служения: "Господи Боже, Который дал Твоим рабам прощение грехов через омовение возрождения, сделай их достойными исполниться Твоим Святым Духом и дай им благодать служить Тебе согласно Твоей воле. Так как Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу подобает честь в Твоей святой Церкви, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Получение этого Духа имеет в виду и апостол, говоря: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1Кор.12:13).
Возложение рук во времена апостолов входило в священный обряд присоединения к Церкви, но мы можем предполагать, что уже тогда знали помазание, которое вскоре стало постоянным обычаем. "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2Кор.1:21-22). Этому тексту Священного Писания соответствуют те слова, которые в таинстве миропомазания относятся к помазанию: "Печать дара Духа Святого. Аминь".
В обряд присоединения к Церкви через крещение входят действия, которые совершаются при посвящении в степени священства - постриг волос, возложение рук, одевание в белую одежду и обхождение вокруг крестильной купели или престола. Это указывает на то, что крещение понималось так же, как и поставление на литургическое служение, которое принадлежит членам народа Божия, царственному священнику.
И когда новокрещенный или миропомазанный во время Литургии становится членом Церкви, осуществляется его первое участие в служении святой Евхаристии.
Евхаристия является полнотой, участие в которой всех верующих является такой же необходимостью, как и участие возглавляющего службу священника.
То, что человек принадлежит к Церкви, означает, что он является членом народа Божия, а также харизму царственного священства. Но эта харизма не означает отдельного священнического служения личности, а всегда участие в общем служении народа Божия в храме.
Таким образом, каждый член Церкви получил общую харизму священства и является харизматиком в широком смысле этого слова. Это не препятствует тому, что кроме этой, принадлежащей всем членам Церкви, общей харизмы в Церкви могут быть также особые, только определенным лицам данные харизмы для служения в Церкви.
В главе о Евхаристии мы отметили, что после того, как сократились крещения взрослых, учение о крещении как о возрождении от воды и Духа перешло в Церкви на задний план. В этом отношении мы нуждаемся в исправлении, которое можно назвать харизматическим пробуждением, потому что целью его является познание харизмы крещения и Святого Духа.
Имеется два обстоятельства, которые необходимо осуществить для достижения этой цели: более сознательное участие в Евхаристии и более глубокое отношение к личной молитвенной жизни. Евхаристия и молитва Иисусова восполняют и поддерживают друг друга.
Могут ли особенные харизмы, такие, как пророчества, способность говорить на различных языках, исцеление больных, возникать в Православной Церкви?
В ответ нужно сказать, что, в течение всей истории Церкви, те, кто имел особые дары благодати, из которых многие причислены к святым, сами не стремились к этим дарам, а созревали духовно через самое глубокое смирение. Мы также можем спросить, являются ли дары благодати именно апостольских времен теми, в которых Церковь нашего времени нуждается? Согласно предсказаниям отцов, в последние времена совершенно не будет чудес, но соблазны будут настолько большими, что тот, кто тогда выстоит в вере, будет в Царствии Небесном в большей славе, чем совершители чудес.
То, что было сказано о более глубоком понимании благодати крещения, довольно трудно для христианина нашего времени. Святой Григорий Синаит учит:
Стань тем, что ты уже есть,
найди Того, Который уже твой,
слушай Того, Кто не перестает говорить тебе,
имей Того, Который уже владеет тобой.