73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства

Спешу и ещё приложить Вам кое-что о том же.
Святой апостол Павел, насадивший веру Христову в Коринфе, опасаясь, как бы Коринфяне не уклонились на какой-нибудь неправый путь, писал к ним: ревную… по вас Божиею ревностию: обручих бо вас Единому Мужу деву чисту представити Христови. Боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты, яже о Христе (2 Кор. 11, 2–3). Ревную Божиею ревностию и я по Вас, как это Вы видите с самого начала наших бесед. Се предстоите Вы Христу Господу — дева чистая, Ему себя предавшая! Но обручение Ваше с Господом не мною совершено. Оно устроилось помимо моих усилий и даже намерений. Пиша к Вам, я не имел ничего в виду, как наладить Вас на строй истинно христианской жизни, — строй прочный, в котором, как на безопасной ладье, могли бы Вы переплыть неверное море временного жития. Произошло, однако же, большее. И слава Богу! Предрасположение к тому было у Вас от природы — Бог дал. Повеяла на него Божия благодать. И се — решение!
Решение! Но дело-то ведь ещё далеко. Сколько может встретиться случайностей, могущих все поворотить кверху дном. Нельзя потому не бояться, да не истлеет и Ваш разум от простоты, да не прельстит и Вас враг лукавством своим, как некогда змий Еву. Господь да избавит Вас от таких случайностей. Однако ж, если и всегда необходимо рабам Христовым трезвиться и бодрствовать, бдеть и молиться, тем паче необходимо это для Вас теперь, после принятого Вами намерения. Определенного ничего не могу Вам сказать, как: будьте на страже. Мгновенно может напасть враг. Пишите тогда поскорее. А между тем стойте.
Поглубже укорените то убеждение, что образ жизни, Вами избираемый, есть Богом благословенный. Его одобрил Спаситель словом о скопцах Царствия ради Небесного. Ему Он дал предпочтение, сказав о Марии, приседшей к ногам Его и слушавшей только слово Его, что она благую часть избрала, избрала то, что есть единое на потребу. Светлые примеры его видите в лице многих пророков и апостолов, святого Предтечи Господня, паче же Пречистой Владычицы Богородицы, чистоты приятелища и источника. Покров Ее Материнский да осеняет Вас всегда. Девственницы — особый предмет Ее попечения.
Девственницы, как и девственники, установились в Церкви Христовой ещё во времена апостолов и с того времени постоянно в ней пребывают и пребудут, пока стоит святая Церковь, то есть до скончания века. Ибо сей род жизни и естеству нашему не чужд, и благоприятствуется духом веры Христовой. В Коринфе многие девы не хотели выходить замуж, всею любовию возлюбив Христа Господа, всем душам Единого Мужа. Отцы обратились к святому Павлу с вопросом, как им поступить. Святой Павел посоветовал им дать дочерям свободу работать Господу, не нудя их выходить замуж. Отцы послушались сего совета, и девы остались девами. Примеру Коринфян последовали другие Церкви, и девство зацвело повсюду. В иных местах девы собирались для жительства в одном доме — работали и Богу молились, не входя в общение с прочими. Многие из таковых увенчались и венцами мученическими, как свидетельствуют подлинные жития их.
Видите, в какой сонм Вы вступаете, чьим стопам последуете, чьим покровом осеняетесь и чьему слову внимаете. Смотрите же, взявшись за рало, не обращайтеся вспять. Затвердите слова апостола об отказавшихся от брака и почаще вращайте его в уме своем: непосягшая, то есть не вышедшая замуж, печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом и духом (1 Кор. 7, 34). О святости телом нечего говорить. Но о святости духом нельзя не говорить много и много не заботиться. Можно её мгновенно потерять. Блюдите убо, како опасно ходите (Еф. 5, 15). Что блюсти? Сердце, чтобы оно ни к чему не прилеплялось, не к лицу только — об этом и говорить нечего, — но ни к какой вещи. Всякое такое прилепление будет нарушением Вашего обручения с Господом, неверностию Ему. А Он — ревнив. И строго взыскивает с сердец, Ему неверных.
Пишу это не затем, чтобы застращать Вас. Стращание уж что за держава! Но напоминаю про случай, что Вам самим, может быть, иногда придется вразумлять саму себя страхом, если другие вразумления не возьмут. На нашу ревность и постоянство положиться нельзя. Ныне так, а завтра кто знает, что будет. Так вот и ведайте, сколь дурно будет, если отступитесь от преднамеренного.
Благослови Вас, Господи!