Проповеди

О молитве

 

Молитва - это наше обращение к Богу. Без нее, как без радиосигнала, связь установлена быть не может. И, по милости Своей, нашу молитву Господь слышит, если веру, конечно, имеем.
   Только по маловерию может казаться, что Господь не помогает; каждое мгновение нашей жизни наполнено Его попечением о нашем спасении. Просто мы не умеем соотносить волю свою с волей Божией: просим воли Божьей, а хотим своей. Как же так? Давайте определимся с вами кто мы? Кто первым захотел творить волю свою? Забыли?
  Братья, посему не будем уподобляться лукавому, а будем уподобляться Святым Божиим, тем, кто всегда и во всем уповал на волю Его Святую.
Не молись, чтобы все было по твоим желаниям, ибо они не всегда согласны с волей Божией. Но лучше молись: "Да будет воля Твоя." И во всяком деле так проси Его, потому что Он всегда желает доброго и полезного душе. (Нил Син.).
Поэтому не скорби, не получая тотчас от Бога то, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением предстоять Ему в молитве. Ибо что может быть выше, чем беседовать с Богом и общаться с Ним? (Нил Син.).
...Если замедляется иногда просимое, то это зависит от неготовности еще просящего принять просимое.
Святой Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и тогда, когда мы еще нечисты; и если найдет ум наш искренне молящимся, то сходит на него и разгоняет в нем всю толпу разных помыслов и мечтаний, этим располагая ум к чистой молитве. (Нил Син.).
Ведай, что ангелы побуждают нас к молитве и стоят с нами на ней, вместе радуясь и молясь о нас. А если мы нерадивы и принимаем греховные помыслы, то огорчаем ангелов. Ибо в то время как они столько подвизаются за нас, мы ленимся просить Бога за самих себя. И еще хуже: пренебрегая служением Богу и как бы отворачиваясь от их Владыки, мы ведем мысленную беседу с нечистыми бесами. (Нил Син.).
«Когда молишься, - сказал Христос, - не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою», которой желают, ища похвалы от людей, зато не получат милости от Бога: они ее не ищут или теряют ее за свое тщеславие.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь свою, помолись Отцу твоему, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» - за эту тайную смиренную молитву, равно как и за общественную, совершаемую также с чистым намерением, с благоговением, без тщеславия.
Молитесь не для того, чтобы известить Бога о своих нуждах, но чтобы чрез непрестанное моление соединиться с Ним, смириться пред Ним, вспомнить грехи свои, «ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде прошения вашего».
Совершенная и правильная молитва есть та, слова которой доходят до сознания и чувств; для этого необходимо внимание. Не давай мыслям отклоняться в сторону; возвращай их вновь и вновь. Начинай сызнова твою молитву с того места, где уклонился мыслью. Если у тебя нет молитвенника, то можно также читать и из Псалтыри. Так молясь, ты научишься терпению и бдительности.
Тот, у кого воля и молитва не согласны с волей Божией, встретит препятствие в своих начинаниях и будет снова и снова попадать во вражеские сети. Он впадает в недовольство, раздражение, гнев, смущение, нетерпение или будет озабочен, а в таком состоянии невозможно творить молитву. Молитва будет нечистой, если, когда молишься, осуждаешь в чем-либо другого. Молясь следует осуждать только самого себя. Твоя молитва без самоосуждения, бесполезна, так же, как бесполезна молитва при осуждении другого.
Не бойся своей вутренней сухости. Живительный дождь ниспадает свыше, а не с
твоей окаменелой почвы, на которой растут лишь «тернии и волчцы» (Быт. 3,18). Поэтому не жди никаких «состояний», экстазов, восторгов или других отрадных страстных ощущений; молитва существует не для наслаждения. «Сокрушайся, плачь и рыдай» (Иак. 4,9), помни смертный час и взывай ко Господу о милосердии; все остальное дастся Господом. (Тит Коллиандер).
Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но сердечной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет пред Ним благоугодное Ему, то отойдет от Него, всё получив... Что я говорю, что здесь не нужно заботиться об искусстве в слове? Часто не нужно бывает и голоса. Ибо, если в сердце своем только изречешь ему нужду свою и призовешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя...
Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя (Авва Нестерон).
Самая красноречивая молитва есть та, в которой просто, от сердца излагается нужда пред любвеобильным Богом (Прот. П. Соколов).
i Молитвы наши большею частию бывают не услышаны, или, как говорят, не доходят до Бога, потому что они не доходят и до нас самих, - не исходят из нашей души, из нашего сердца (Свящ. А. Щукин).
Кто хочет услышан быть от Бога в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его (Адр. Югский).
Бог не внимает молитве только такого человека, который оказывает сам невнимание, неуважение к Нему своим преслушанием повелений Божиих.
Вера есть ключ к исполнению молитвы. Где ее нет, там молитва безуспешна. Итак, если твои молитвы остаются иногда тщетными, смотри прежде всего, имеешь ли ты веру? (Прот. П. Соколов).
Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом (Св. Исаак Сирин).
Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: смирение и милостыню.
Не проси у Бога суетного и маловажного, а тем более что может быть пагубно для нашей души, например, богатства, славы и пр. Такая молитва не только безплодна для нас, но даже и в грех может нам служить, как оскорбляющая Бога.
Просить у Бога не того, чего мы желаем, а того, что Он желает, есть вернейшее средство получить именно то, что всего нужнее.
...Как ни много дано обетовании христианской молитве: "Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам" и т. д., однако никогда не следует думать, что если мы чего просим у Господа, то непременно и должны то получить. Каждая христианская молитва обязательно должна заканчиваться всегда так: "Обаче не якоже аз хощу, Господи, но якоже Ты", т. е. пусть будет во всем Твоя святая воля: радуй нас милостями или угнетай скорбями, только душу нашу очисти, только ее сделай угодной Тебе.
...Если замедляется иногда просимое, то это зависит от неготовности еще просящего принять просимое.
.. .В руки Господни надо положить себя, - да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Эту грамотку напиши на сердце. (Свт. Феофан Затворник).