Проповеди

Готовящемуся к исповеди

Исповедь –это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ священнику о своей жизни.

Исповедь – это покаяние сердца, рожденное жаждой очищения от скверны греха. Мы идем на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бесплодна, недействительна и даже оскорбительна для Господа: если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по ложному стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься формально, холодно, механически, не имея твердого намерения исправиться.

Первым делом, готовящемуся к исповеди, нужно испытывать свое сердце. Для этого желательно несколько дней попоститься, в эти дни необходимо читать духовную литературу, читать пояснения и наставления о таинстве Покаяния, вспомнить, проанализировать и записать свои грехи. Знай, что как только ты решишь покаяться, появится много различных внутренних и внешних препятствий, но все исчезнет, если проявишь твердость в своем намерении.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят не множества своих грехов, ни осознают их гнусности и пагубности: «Ничего особенного я не совершал, у меня только мелкие грехи, незначительные, как у всех. Не крал ведь, не убивал…» А самолюбие, тщеславие, зависть и осуждение? Черствость и не милосердие? Злоба и лень? Человекоугодие, лукавство, ложь и обман? Слабость веры и отсутствие любви к ближнему? Разве это маловажные грехи?

Присмотримся к себе внимательнее. Вспомним, в чем обычно нас упрекают наши близкие и знакомые. Очень часто их обвинения и укоры, которые мы не принимаем, справедливы. Разве достигли мы кротости, безгневия и смирения? Разве каждого человека мы любим так, как себя?

Знать свои грехи – это еще не значит каяться в них. Правда Господь принимает исповедание искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается глубоким и слезным раскаяньем, если и это свой грех – окаменение и нечувствие сердца – мы   исповедуем откровенно и без лицемерия. И все же, сокрушение сердца, скорбь о грехах своих – есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Для смягчения нашего сердца и обострения покаянного чувства необходимо духовное бдение: молитва и пост. Пост разрушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие и благодушие, разрыхляет и подготавливает почву нашего сердца, которое после такой подготовки сможет впитать молитву, слово Божие, жития святых, творения Святых Отцов, а это, в свою очередь, придаст нам силы бороться с грехом и творить добрые дела.

Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому предпринять усилия, ведь исповедь – это подвиг и самопринуждение. Излагать грехи нужно точно и конкретно, не затемняя их неприглядности общими выражениями. Нужно отказаться от попыток оправдать себя «обстоятельствами смягчающими вину» - именно за это были изгнаны из рая наши Прародители Адам и Ева, не перекладывать свою вину на других. Исповедь должна быть полной, то есть исповедовать надо все свои грехи, ничего не скрывая и не откладывая «на потом». Сознательно сокрытый грех усугубляется, приводит душу в смятение, удаляет от Бога и готовит вечное осуждение. Должно стыдиться совершать грех, а не каяться в нем. Не смей думать, что твои грехи так велики, что не стоит уже и начинать каяться. Кто принимает наше покаяние? Кто врачует наши греховные язвы? – Всемогущий Бог! Всемогущий врач! И как Таковой Он и прощение делает возможным для всех наших даже самых тяжких грехов.

Неверно думать, что после исповедания наших многих прегрешений священник станет пренебрегать нами, как грешниками. В Священном Писании говорится о том, что велика радость на небе и об одном кающемся грешнике. Поэтому любой священник радуется искреннему раскаянию грешника, как добрый пастырь радуется, найдя потерянную овцу, как любящий отец, обретший своего заблудшего сына. Благодатью Божьей священник, зная наши недуги, сможет вернее нам помочь, указать путь исправления и исцеления душевных недугов.

Исповедоваться нужно часто, дабы грехи не отягощали нашу жизнь и не разлучали нас с Богом. На пути духовной брани и возрождения души промежутки между исповедями должны быть наполнены борьбой с греховными соблазнами, усилиями к праведной и богоугодной жизни.