Проповеди

Толкование Шестопсалмия. Псалом 37. Видео

Покаяние Давида в грехе прелюбодеяния и убийства. Как Давид смирял свою плоть. Что означают слова "Яко стрелы Твоя унзоша во мне"?, Как Давид "Пострадах и слякохся до конца"? Что означает "Яко лядвия моя наполнишася поруганий"? Как нужно каяться в своих грехах, так, чтобы не унывать, а получить прощение от Господа. 

Толкование Шестопсалмия. Псалом 3. Видео

Толкование Шестопсалмия - псалмов, которые читаются за каждым вечерним Богослужением.

Псалом 3. Почему говориться "услыша мя от горы святыя Своея". О какой горе идет речь?
Что означают слова "зубы грешников сокрушил еси"?
В чем был грех Давида, как он каялся и безропотно терпел скорби. Образец покаяния.

7 шагов к познанию и изменению себя

7 советов, как изменить свое отношение к жизни и справиться с духовными проблемами, от духовника Киевских духовных школ, архимандрита Маркелла (Павука).

161 prayer questions 864x540

– Отче, какой признак больной души?

– Когда человек болеет, вне зависимости – физически или духовно, он связан своей немощью, не может нормально и самоотверженно трудиться, помогать другим людям, так как сам нуждается в помощи и более всего озабочен тем, как избавиться от болезни. Отсюда следует, что основной симптом (признак) духовной болезни – самолюбие. В своей болезни человек акцентирован на самом себе, ему тяжело сорадоваться или сострадать другим людям, он не способен обращаться к Богу в молитве. Но при этом, в отличие от физической, духовную болезнь человек не замечает. Поскольку из-за болезни он не может полноценно трудиться, то ему приходится все время создавать видимость бурной деятельности, обманывать, выкручиваться. Он постоянно кого-то подозревает и всех боится. Отсюда и недоверие к священству, и пренебрежение Церковью и её установлениями. Такие люди обычно становятся легкой добычей церковных раскольников и сектантов.

– Какая привычка самая вредная?

– Самая вредная привычка та, которая нас разрушает и убивает, а мы не можем от неё избавиться. Для одних – это винопитие и курение, для других – пристрастие к компьютерным играм, для третьих – лень, для четвертых – ссоры и матерщина и т. д. У людей бывают разные вредные привычки в зависимости от воспитания и среды, в которой они живут и работают. Беда, когда человек с ними совсем не борется и даже всячески оправдывает себя.

Получается, что он во многих случаях сам себя и окружающих его людей осознанно калечит и убивает.

– Какая привязанность самая опасная?

– Привязанности бывают разными. Если это привязанность к человеку, который соблазняет нас на грех, то помните, что сказал Господь: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в генну» (Мф. 5:29, 30). Значит, лучше скорее разорвать отношения с таким человеком, пусть даже нужным и полезным нам. Встречается также нездоровая привязанность детей к родителям и наоборот. Зачастую это замедляет взросление детей и делает их неспособными самостоятельно устроить свою семью. Привязанность к своему домашнему питомцу может быть безобидной, если при этом мы не пренебрегаем людьми. Лучше учиться по-настоящему любить друг друга, а не привязываться. Привязанность бывает эгоистической, своекорыстной и слепой, а настоящая любовь всегда жертвенна, справедлива, не ищет своей выгоды.

Подробнее: 7 шагов к познанию и изменению себя

Игумен Нектарий (Морозов). Нам трудно дается любовь даже к близким

lo 600x402Гитлер в колыбели
Когда-то, еще в самом начале воцерковления, мне попались слова кого-то из святых отцов о том, что, по большому счету, человеком можно назвать только лишь того человека, который обрел Бога и в Боге живет. Впоследствии я встречал эту мысль в различных святоотеческих книгах, она немного по-разному сформулирована, но по сути своей, безусловно, верна. У каждого тварного существа — от бесплотных Небесных сил до простейших микроорганизмов — есть свое предназначение, и оно ему следует. И только лишь одно существо — человек — свое предназначение, которое заключается в том, чтобы быть в общении с Творцом, пребывать в Боге, игнорирует и из-за этого находится в совершенно потерянном состоянии. Потерянном в прямом смысле слова — как заблудшая овца или как та утраченная хозяйкой драхма, которую она ищет (см.: Лк. 15:8–10).

Но при всей верности этого утверждения у него есть и оборотная сторона, о которой также пишут святые отцы: безусловная ценность каждого человека. И как раз-таки об этом мы очень часто забываем. Пытаясь принять для себя ценность людей чужих, незнакомых, посторонних, мы зачастую упираемся как бы в некий тупик, потому что нам на самом деле очень трудно дается любовь даже к самым близким. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что самый обычный человек, не какой-то особенно жестокий, не какой-то бесчеловечный, который к тому же ходит в храм, исповедуется и причащается, говорит о ком-то из ближайших родственников: «Мы устали, измучились, он лежит парализованный, больной, и всё никак Господь не приберет». И это такой ужас, что даже вместить его в сердце невозможно, — человек даже сам до конца не понимает, что говорит, хотя говорит то, что действительно чувствует.

Подробнее: Игумен Нектарий (Морозов). Нам трудно дается любовь даже к близким