Во­прос 7. О том, что должно жить с людьми согласно стремящимися к той же цели угождения Богу, и что трудно, и вместе опасно, жить отшельником

 

 Поскольку слово твое удостоверило нас, что опасно жить вместе с людьми, которые с пренебрежением смотрят на заповеди Господни, то в след за сим желаем узнать, как надобно жить удалив­шемуся от таких людей, уединенно ли самому с собой, или с единомысленными братьями, избравшими ту же цель благочестия?

 Ответ. Примечаю, что совокупное пребывание многих во многих отношениях полезнее.

 Во-первых, каждый из нас сам собою не может удовлетворить телесным потребностям, но к сниска­нию необходимого имеем нужду друг в друге. Ибо как нога одну силу имеет, а другой лишена и без помощи прочих членов находит, что ее деятельность несильна и недостаточна к собственному ее поддержанию, и не может вознаградить недостающего, так и в одинокой жизни, что есть, то делается для нас бесполезным, а чего нет, то невознаградимым, потому что Создатель Бог определил, чтобы мы имели нужду друг в друге и, по написанному, вступали друг с другом в единение (см. Сир. 13, 20).

 Но и без этого понятие любви Христовой не дозво­ляет каждому «иметь в виду собственное свое;» ибо сказано: «любовь... не ищет своего» (1Кор. 13, 4-5). А жизнь, со всеми разобщенная, имеет одну цель — служение собственным каждого потребам. Это же яв­ным образом противно закону любви, какой исполнял апостол: «и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор.10, 33).

 А потом, в удалении от всех нелегко узнать каждо­му свой недостаток, не имея человека, который бы обличал его и исправлял с кротостью и сердоболием. Ибо и от врага обличение нередко в благосознательном возбуждает желание уврачевания, а возлюбившим ис­кренно врачевание греха производится искусно. Ибо сказано: «кто любит, тот с детства наказывает его (сына)» (Притч. 13, 25). А такого человека в одиночестве найти трудно, если кто прежде не сблизился с ним в жизни, почему с ним сбывается сказанное: «Двоим лучше, нежели одному, ибо если упадет один», некому воздвигнуть его (Еккл.4, 10).

 И многие заповеди многим вместе исполняются удобно, а одним нет, потому что совершению одной препятствует другая, например: посещению больно­го — принятие странника, подаянию и раздаче жиз­ненных потребностей, и особливо когда на такое служение требует много времени, — попечение о делах, так что от сего остается неисполненной самая важная и наиболее способствующая ко спасению заповедь, поскольку и алчущий не накормлен, и нагой не одет. Поэтому кто же решится жизнь праздную и бесплод­ную предпочесть жизни плодоносной и сообразной с Господней заповедью?

 А если и все мы, соединенные единым упованием звания, «составляем одно тело..». имея главою Христа, и «порознь один для другого члены» (Рим.12, 5), то, когда согласием не вчиниваем себя о Духе Святом в состав единого тела, но каждый из нас избирает оди­ночество, не служа созиданию общей пользы из-за благоугождения Богу, а удовлетворяя собственной стра­сти самоугодия, тогда, разделенные и разлученные между собой, как будем в состоянии сохранить взаим­ную связь членов, их служение друг другу или подчи­нение Главе нашей, то есть Христу? Ибо ни радоваться с прославляемым, ни страдать со страждущим нельзя при разделенной жизни, потому что каждый, как и естественно, не может знать состояния ближнего.

 Сверх сего, поскольку один не в состоянии вмес­тить всех духовных дарований, но каждому, по мере веры, бывает подаяние Духа, то в общежитии соб­ственное дарование каждого делается общим для живущих вместе. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания... иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений», и проч. (1Кор. 12, 8-10). Каждое же из сих дарований приемлющий имеет ско­рее не ради себя, а ради других, почему в общежитии действию Святого Духа в одном необходимо переходить на всех вместе. Поэтому живущий особо если и имеет одно какое-либо дарование по причине недеятельности, заключив его в себе, и оное делает бесполезным; а сколько сие опасно, знаете, конечно, вы, читавшие Евангелие. В сожительстве же многих и своим дарова­нием каждый наслаждается, приумножая оное чрез подаяние другим, и пользуется дарованиями других, как своими.

 Совокупная жизнь имеет и иные многие блага, которые нелегко все перечислить. Ибо она более оди­нокой жизни способствует к соблюдению дарованных нам от Бога благ и к охранению от внешних козней врага, надежнее пробуждение людьми бодрственными, если кому случилось бы когда воздремать тем смерт­ным сном, об избавлении от которого научил нас мо­литься Давид, говоря: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс.12, 4). И согрешающему удобнее расстаться с грехом, когда приводит его в стыд соглас­ное осуждение многих, так что к нему применимо сказанное: «Для такого довольно сего наказания от многих» (2Кор.2, 6); а для преуспевающего великим удостоверением служит одобрение многих и согласие их на дело. Ибо если «устами двух или трех свидете­лей подтвердилось всякое слово» (Мф.18,16), то оче­видно, что делающий доброе дело гораздо непоколе­бимее утвердится на свидетельстве многих.

 А жизнь одинокую, кроме показанных опасностей, сопровождают и другие. Первая и величайшая — опасность самоугодия. Ибо не имея никого, кто бы мог оценить дело его, возомнит, что достиг до совершен­ства заповеди. А сверх того, заключив навсегда душев­ные силы и не давая им упражнения, не знает своих недостатков, не познает и успеха в делах, потому что отняты все случаи к исполнению заповедей. В чем покажет смиренномудрие, не имея человека, в сравне­нии с которым мог бы оказать себя более смиренным? В чем покажет сердоболие, будучи отделен от общения с многими? Как будет упражнять себя в долготерпе­нии, когда нет противящегося по желаниям? Если же кто говорит, что в усовершении нравов довольно ему изучения Божественных Писаний, тот поступает по­добно тому, кто учится строить и никогда не строит, обучается искусству ковать, но не намерен прилагать уроков к делу. Ему апостол скажет: «потому что не слушатели закона праведны, пред Богом, но исполни­тели закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). Вот и Господь, по преизбытку человеколюбия, не удоволь­ствовался только словесным научением, но, чтобы во всей точности и ясности показать нам пример смирен­номудрия в совершенстве любви, Сам, препоясавшись, омыл ноги ученикам. Кого же омоешь, кому послужишь, пред кем будешь последним, живя один особо? А это доброе и красное житие братии «вместе», которое Дух Святой уподобляет миру, благоухающему на главе архиерея (Пс.132, 1-2), как будет иметь место, когда живут поодиночке.

 Поэтому поприще подвижничества, благонадеж­ный путь к преспеянию, постоянное упражнение и поучение в заповедях Господних — это совокупное жительство братии, целью имеющее славу Божию, по заповеди Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5, 16), а в образец принимающее упоминаемых в книге Деяний святых, о которых написано: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2,44); и еще: «У множества же уверо­вавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (4, 32).