Во­прос 55. Согласно ли с целью благочестия пользоваться врачебными средствами?

 

 

 Ответ. Как всякое пособие искусств против немощей естества даровано нам от Бога, например земледелие, потому что само собой произрастающее из земли недо­статочно к удовлетворению наших потребностей, ткац­кое же искусство, а подобно и зодчество, потому что необходимо употребление покровов для благоприличия и ради вредоносности воздуха, так и врачебное искус­ство. Поскольку всем возмущаемое тело наше подвер­жено многоразличным повреждениям, и совне приключающимся, и зарождаемым внутри принятой пищей, приводится в изнеможение и излишествами и недо­статками, то распоряжающий всей нашей жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от из­лишнего и восполнять недостаточное. Как если бы мы жили еще в раю сладости, то не имели бы нужды в земледельческих изобретениях и трудах, так если бы не подвержены были страданиям по дарованию, какое сообщено нам при сотворении и сохранялось нами до падения, то не нуждались бы в пособиях врачебного искусства к своему облегчению. Но как по изгнании нашем в место сие, после того как сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), в облегчение горестных последствий проклятия, долго­временным опытом и многими трудами над землею составили мы искусство земледелия, потому что Бог даровал нам смышленость и способность постигнуть сие искусство, так, поскольку повелено нам опять возвратиться в землю, из которой взяты, и поскольку сопряжены мы с болезненной плотью, которая за грех осуждена на нетление и через это подверглась сим немощам, то дана нам и помощь врачебного искусства, хотя в некоторой мере оказываемая страждущим бо­лезнями. Ибо не сами собой прозябли травы, полезные при той или другой болезни, но, очевидно, по воле Создавшего произведены с целью служить к нашей пользе. Поэтому свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в метал­лах и в море открыто годного к пользованию плоти, — все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питье. Но что изысканно, излишне и требует долгих трудов и как бы всю жизнь нашу обращает в попече­ние о плоти, то должно быть запрещено христианам.

 И надобно стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством, чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но при­нимать предлагаемые им пособия в славу Божию и в образец попечения о душе. При недостатке же врачеб­ных пособий в этом искусстве не должно заключать всю надежду на облегчение скорбей, а напротив того, знать, что Господь или не попустит нам быть искушае­мыми больше, чем можем понести (см. 1Кор. 10, 13), или, как в тогдашнее время, то сотворив брение, пома­зал очи и велел умыться в Силоаме (см. Ин. 9, 6-7), то ограничился одним изволением, сказав: «хочу, очис­тись» (Мф.8, 3), иным же попускал бороться с трудными болезнями, чтобы чрез испытание соделать их ис­куснейшими, так и к нам иногда прикасается невиди­мо и неощутительно, как скоро находит сие полезным для душ наших, а иногда благоволит, чтобы мы пользо­вались вещественными пособиями в наших немощах, продолжительностью врачевания укореняя в нас па­мятование о благодати или, как сказал я, указывая некоторый образец для попечения о душе.

 Ибо как для плоти необходимо и удаление чуждого и восполнение недостающего, так и в душе нашей надобно устранять чуждое ей и принимать в нее при­личное ее природе, потому что «Бог сотворил человека правым» (Еккл.7, 29) и создал нас «на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2, 10). И как там для уврачевания тела переносим сечения, прижигания и принятие горьких лекарств, так и здесь для душевного уврачевания надобно принимать рез­кость обличительного слова и горькие врачевства на­казаний. А невразумившимся и этим пророческое сло­во с укоризною говорит: «Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер.8, 22). И если в застарелых болезнях выжидаем исцеления долгое время от посо­бий мучительных и разнородных, то это знак, что и грехи в душе надобно исправлять трудолюбною молит­вой, долговременным покаянием и строгим поведени­ем, достаточность которого к уврачеванию показало нам уже слово.

 Итак, на том основании, что некоторые не хорошо пользуются врачебным искусством, не должно нам избегать всякого им пользования. Ибо на том основа­нии, что неумеренные в наслаждениях к примышле­нию роскоши употребляют поваренное, или хлебопе­карное, или ткацкое искусства, преступая пределы необходимости, не должно уже нам отвергать всех вообще искусств, а напротив того, правильным их употреблением надобно обличить, что ими поврежде­но. Так и в рассуждении врачебного искусства нет основания порицать дар Божий по причине лукавого употребления. Скотское было бы несмыслие надеяться себе здоровья единственно от рук врача, чему, как видим, подвергаются иные жалкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством. Напротив того, как Езекия «пласт смокв» (4Цар. 20, 7) не почел первой причиной своего здравия и не сему приписал исцеление своего тела, но к прославлению Бога присо­вокупил благодарение за создание смокв, так и мы, приемля удары от Бога, Который с благостью и пре­мудростью устрояет жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым пора­жает Он нас, а потом избавления от скорбей, то есть чтобы и Он «при искушении»даровал «облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1Кор. 10-13). Дарован­ную же нам благодать исцеления или чрез вино с маслом, как было с тем, кто «попался разбойникам» (Лк. 10, 30), или чрез смоквы, как было с Езекиею, примем с благодарностью. И не будем поставлять в том разности, невидимым ли образом оказалось на нас Божие попечение, или чрез что-нибудь телесное, хотя последнее нередко сильнее приводит нас в сознание милости Господней.

 Нередко же впадая в болезни, служащие для нас наказанием, осуждены бываем терпеть врачевание му­чительными средствами как часть наказания. Поэтому здравый разум внушает не отказываться ни от сече­ний, ни от прижиганий, ни от неприятного принятия острых и трудных лекарств, ни от пребывания без пищи, ни от точного исполнения всех строгих предписаний, ни от воздержания во всем расстраивающем здоровье, впрочем (повторяю опять), не упуская из виду цели — душевной пользы, то есть чтобы душа во всем этом, как в примере, обучалась иметь попечение о себе самой.

 Но немалая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят есте­ственно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полез­но бывает врачебное искусство, но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побу­дить к обращению. Сказано: «кого любит Господь, того наказывает» (Притч. 3, 12); и: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11, 30-32). Таковым надобно в безмолвии, оставив врачебные попечения, терпеть насланную на них болезнь, пока не познают своих прегрешений, по примеру сказавшего: «Гнев Гос­подень я буду нести, потому что согрешил пред Ним» (Мих.7, 9). Им должно показать свое исправление, принеся плоды, достойные покаяния, и помнить Гос­пода, сказавшего: «вот, ты выздоровел; не греши боль­ше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

 Бывает же иногда и по настоянию лукавого, что человеколюбивый Владыка иного великого подвижни­ка отдает ему для борения и низлагает его высоковыйность высоким терпением рабов Своих, что, как знаем, было с Иовом. Или же в пример нетерпеливым Бог изводит людей, которые в состоянии переносить скор­би даже до смерти, — таков был Лазарь, который был покрыт многими струпами и о котором не написано, чтобы просил чего-либо у богатого или был недоволен своим положением, за что и сподобился упокоения на лоне Авраамовом, как восприявший «злое» в жизни своей (см. Лк. 16, 25). Находим же, что у святых бы­вает и другая причина недугов, как у апостола: чтобы не подумали, что он преступает пределы человеческо­го естества и чтобы не заключил кто-нибудь, что он в естественном устройстве имеет нечто особенное (как и поступили жители Ликаонии, принеся венцы и при­ведя волов, Деян. 14, 13), в ознаменование человеческого естества имел он у себя продолжительный недуг. Какая же была бы польза таким людям от врачебного искусства? Не больше ли для них опасности уклонить­ся от здравого разума к попечению о теле?

 А те, которые худым образом жизни сами приобре­ли болезнь, должны, по сказанному прежде, пользо­ваться телесным врачеванием как некоторым образ­цом и примером для попечения о душе. Ибо и для нас полезно по врачебному закону воздержание от вредно­го, избрание служащего к пользе и соблюдение пред­писаний. И самый переход плоти из болезненного со­стояния в здоровое да служит для нас утешением, чтобы не отчаиваться нам и в рассуждении души, как будто бы она из греховного состояния не может чрез покаяние возвратиться опять в свойственное ей совер­шенство.

 Поэтому как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так не сообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопле­ния, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога.

 А мне кажется, что искусство сие немало способ­ствует и воздержанию. Ибо вижу, что оно отсекает сластолюбие, не одобряет пресыщения, отвергает, как нечто не полезное, разнообразие в снедях и излишнюю изобретательность в приправах и вообще недостаточ­ность именует матерью здравия. Почему и в этом отно­шении совет его для нас не бесполезен.

 Итак, пользуемся ли когда предписаниями врачеб­ного искусства или отвергаем их по какой-либо из приведенных причин, да будет хранима цель — благо-угождение Богу, да устрояется душевная польза и да исполняется заповедь апостола, сказавшего: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31)!