Во­прос 29. О совершающем делание свое с превозношением и ропотом

 

 Ответ. Работы того, кто ропщет или замечен в превозно­шении, не должно смешивать с работою людей смиренных сердцем и сокрушенных духом, и вообще не должно пользоваться от нее благочестивым, ибо «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15). Да есть и другая заповедь апостола, который говорит: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и по­гибли от истребителя» (1Кор. 10, 10), и еще: «не с огорчением и не с принуждением» (2Кор. 9, 7). Посему дело таких людей недостойно приятия, как жертва не беспорочная, и непозволительно смешивать его с рабо­тою прочих. Ибо если принесшие на жертвенник «огонь чуждый» испытали такой гнев, (Лев.10, 1-2), то не опасно ли от враждебного Богу расположения прини­мать какое-либо дело в созидание заповедей? Сказано: «какое общение праведности с беззаконием? ...какое соучастие верного с неверным» (2Кор. 6, 14-15). Посему, говорит закон, «(беззаконник же,) ...принося­щий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь» (Ис.66,3). Поэтому работы нерадивого и спорника необходимо устранить из братства. И настоятелям с этой стороны надобно иметь строгое попе­чение, чтобы и самим не нарушать постановления того, кто сказал: «кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно» (Пс.100, 6-7), и тому, кто к заповеди примешивает грех и оскверняет свое делание тем, что или нерадив к труду, или превозносится своими преимуществами, чтобы не помочь закоснеть в строптивости тем, что примут его работу, не дав ему прийти в сознание собственных пороков. Потому и настоятелю надобно быть убежденным, что неблагора­зумное начальствование над братом навлекает на него тяжкий и неизбежный гнев, ибо «кровь его», как написа­но, от руки его взыщется (Иез.33, 8); и подчиненный Должен быть готов неленостно исполнять всякий приказ, даже и самый трудный, с уверенностью, что «вели­ка ваша награда на небесах» (Мф.5, 12). Поэтому послушного да увеселяет надежда славы, чтобы дело Господне совершилось со всякою радостью и терпе­нием.