Во­прос 28. Какое расположение должны все иметь в непокорному?

 

 Ответ. Кто неохотно повинуется Господним заповедям, тому, во-первых, все должны оказать сострадание, как больному члену, а настоятель обязан попытаться увра­чевать его недуг своими увещаниями. Если упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, то надобно строже обличить при всем братстве и вся­чески упрашивать, чтобы принял врачевства. Если же и после многократных увещеваний не приходит в стыд, не показывает своего исправления на деле, но, по пословице, сам себе губитель, то его хотя со многими слезами и рыданиями, однако же как поврежденный и совсем бесполезный член надобно, в подражание вра­чам, отсечь от общего тела. Ибо и врачи, как скоро находят какой-либо член зараженным неисцельной бо­лезнью, чтобы вред, тлетворно действуя на члены, со­прикосновенные с больным, не разлился далеко, имеют обыкновение отнимать его сечениями или прижигания­ми. То же самое с теми, которые враждуют против заповедей Господних или препятствуют исполнять их, необходимо делать и нам, по повелению Самого Госпо­да, сказавшего: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5, 29).

 Человеколюбие к таким людям близко к той неве­жественной снисходительности, за небогоугодное упо­требление которой в рассуждении сыновей обличает­ся Илий. Эта ложная снисходительность к закоренев­шим в пороках есть измена истине, злоумышление против общего блага, приучение равнодушно смотреть на всякий порок. Тогда не только не исполняет­ся написанное: «вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор. 5, 2), но по необходимости случается и при­совокупленное: «малая закваска квасит все тесто» (1Кор.5, 6; Гал.5, 9). «Согрешающих», говорит апос­тол, «обличай перед всеми» — и тотчас приводит на сие причину, говоря: «чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20).

 Кто вовсе не принимает врачевания, предлагаемо­го ему настоятелем, тот не согласен и сам с собою. Ибо если не соглашается подчиниться, а следует собствен­ной своей воле, то для чего и живет с ним? Для чего берет его вождем своей жизни? А кто однажды решил­ся быть включенным в состав братства, тот, если из­брали его быть сосудом служебным, хотя бы и не по силам казалось ему приказание, предоставив суд тому, кто приказывает превышающее силы, сам оказывай покорность и послушание до смерти, помня Господа, что Он «послушным» был «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2, 8). Противление же и прекословие доказывают многое худое: немощь веры, колеблемость надежды, надмение и кичливость нрава. Ибо не оказы­вает непокорности не осудивший прежде подавшего совет и верующий обетованиям Божиим, полагающий на них твердую надежду, хотя бы и трудны были повеления, не станет уклоняться от их исполнения, зная, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18), и, убежденный в том, что «кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23,12), выка­жет усердие, превышающее ожидания давшего пове­ление, зная, что «кратковременное легкое страдание нагие производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4, 17).