Во­прос 15. С какого возраста надобно дозволять произнесение обета о посвящении себя Богу, и когда обет девства почитать действительным?

 

 Поскольку Господь говорит: «пустите детей при­ходить ко Мне» (Мк.10, 14), а апостол похваляет «из детства» изучившего «священные писания» (2Тим.3,15) и еще повелевает воспитывать чад «в учении и наставлении Господнем» (Еф.6, 4), то всякое время и время первого возраста почитаем удобным к принятию приходящих. И детей, у которых нет родителей, при­нимаем сами собой, чтобы в подражание Иову (см. Иов,29, 12) быть отцами сирот; которые же зависят от воли родителей и которых сами родители приводят, принимаем при многих свидетелях, чтобы не подать случая желающим найти случай, но заградить всякие неправедные уста, говорящие против нас хулу. На этом основании принимать детей надобно, но не тотчас над­лежит причислять и приписывать их к составу брат­ства, чтобы, по несчастью, заслуженные ими укоризны не пали на жизнь благочестивую. Но хотя должно их воспитывать во всяком благочестии, как общих чад братства, однако же отделять особые дома и особый образ жизни детям мужеского и женского пола, чтобы не приобрели они смелости и безмерной дерзости пред старшими, но, по редкости встреч, сохраняли уваже­ние к высшим и чтобы наказания, налагаемые на более совершенных за пренебрежение ими своих обязанностей (если бы им случилось впасть в такое рассе­яние), неприметным образом не породили в детях удобопреклонности ко грехам или иногда и превозноше­ния, как скоро заметят, что старшие претыкаются в том, в чем сами они преуспевают. Ибо младенчествующий разумом не разнится с младенцем по возрасту, а потому не удивительно, если и в том и в другом сказываются те же недостатки. Да и в чем у старших по их возрасту соблюдается приличие, то молодым, вследствие частого обращения их со старшими, делать преждевременно не прилично. Итак, для сей предосто­рожности и для соблюдения степенности во всем про­чем надобно отдельно помещать детей и совершенных возрастом. А с сим вместе в доме подвижников не будет и шума при изучении уроков, необходимо для юных.

 Но молитвы, которые установлено совершать днем, должны быть общие и у детей и у старших, потому что у детей чрез соревнование совершенным укореняется навык к сокрушенной молитве и для старших немало­важно пособие детей в молитве.

 Уединенные же упражнения и правила касательно сна и бодрствования, времени, меры и качества пищи для детей должны быть определены приличным обра­зом. Над ними должен быть поставлен старший возра­стом, превосходящий других опытностью, доказавший свое великодушие, чтобы мог с отеческим сердоболием и благоразумным словом исправлять погрешности юных, после каждого падения употреблять приличные врачевства, так что одно и то же служило бы наказа­нием за погрешность и обращалось в упражнение в беспристрастии душе. Например, рассердился кто на сверстника? Такого должно заставить успокоить его и, по мере продерзости, оказать ему услугу, потому что навык смирения как бы отсекает душевную раздражи­тельность, а превозношение всего чаще производит в нас гнев. Коснулся ли не вовремя снедей? Пусть боль­шую часть дня остается без пищи. Обличен ли кто, что вкушал пищу не в меру или неблагочинно? Пусть во время принятия пищи отлученный от яств принужден будет смотреть на других вкушающих чинно, чтобы и наказан был воздержанием и научился чинности. Про­изнес ли кто праздное слово, оскорбление ближнему, ложь или иное что запрещенное? Пусть уцеломудрится воздержанием чрева и молчанием.

 Но надобно, чтобы и обучение грамоте было соот­ветственно цели, а для сего должно заставлять их употреблять слова, взятые из Писания, и вместо басен рассказывать им повествования о делах чудных, вра­зумлять их изречениями из притчей и назначать на­грады за удержание в памяти слов и вещей, чтобы дети с приятностью и легкостью, без огорчения для себя и непреткновенно достигали цели. При правиль­ном руководстве у них скоро появляется вниматель­ность ума и навык не рассеиваться, если наставники постоянно будут допрашивать, на чем остановилась их мысль и какой предмет их размышления. Ибо просто­та возраста, неухищренность и неспособность ко лжи легко высказывают душевные сокровенности. А сверх того ребенок, чтобы не часто застигали его на какой-нибудь непозволительной мысли, будет избегать мыс­лей нелепых и постоянно станет удерживаться от не­лепостей, боясь стыда обличений.

 Поэтому пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечат­левает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражне­ниям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положен­ных первоначально оснований и преподанных образ­цов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние. Тогда долж­но принимать обет девства, как уже твердый, произ­носимый по собственному расположению и рассужде­нию, при совершенной зрелости разума, после чего и праведным Судиею по достоинству дел воздаются по­чести и наказания преуспевающим или согрешаю­щим.

 В свидетели же расположения должно брать пред­стоятелей церкви, чтобы чрез них и совершаемо было освящение тела, как некоего приношения Богу, и по­лучило твердость совершенное при свидетельстве. Ибо сказано: «возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось вся­кое слово» (Мф.18, 16). Таким образом и ревность братии не подвергнется хуле, и тем, которые посвяти­ли себя Богу, а потом намереваются уничтожить обет, не останется предлога к бесстыдству.

 А не приемлющий на себя девственной жизни, как не способный пещися «о Господнем» (1Кор. 7, 32), при тех же свидетелях да будет отпущен. Кто по долговре­менном самоиспытании и наблюдении, которое надоб­но дозволить ему производить над собой в течение многих дней, чтобы не причли нам чего в хищение, произнес наконец обет, того должно уже принять и причислить к братству, дозволить иметь и жилище и образ жизни общие с совершенновозрастными.

 Забыли мы сказать, но теперь не безвременно при­совокупить, что поскольку иным искусствам надобно обучаться тотчас с самого детства, то, как скоро неко­торые из детей окажутся способными к обучению, не запрещаем им проводить дни с наставниками в искусстве. Но на ночь необходимо переводим их к сверстни­кам, с которыми надобно принимать им и пищу.