Вопросы о настоятелях, настоятельницах и их обязанностях

 

Вопрос 82. Поелику написано: «стариц, как матерей» (1 Тим. 5, 2); то, если случится старице впасть в один грех с юною, подлежит ли она одному и тому же наказанию?

Ответ. Апостол, чествуя стариц, как мате­рей, не тому учит, что они не делают ничего достойного наказания. Если же случится когда старице впасть в один грех с юною; то прежде всего должно принять в рассмотрение естественные, скажу так, недостатки возраста, и таким образом опре­делить приличную тому и другому возрасту меру наказания. Например, леность почти естественна старости, но не юности, равно как рассеянность, беспокойство, дерзость, и все подобное естественны не старости, но юности, и по-видимому поддержи­ваются естественною юности горячностью. Посему тот же грех, например леность, достоин тягчайшего обвинения в молодой, которую ни мало не извиняет возраст; и тот же грех—рассеянность, или дерзость, или буйство, большего осуждения делает достойною старицу, которой и самый возраст помогает быть кроткою и тихою. Сверх сего надобно в том и другом лице исследовать и самый вид греха, и таким образом чрез свойственное каж­дому наказание вводить приличный способ врачевания.

 

Вопрос 98. Какую мысль должен иметь настоя­тель, когда что-нибудь приказывает, или учреждает?

Ответ. В отношении к Богу, как «слуга Христов и строитель таин Божиих» (1Кор.4, 1), дол­жен бояться, чтобы не сказать или не постановить чего либо вопреки воле Божьей, засвидетельствован­ной в Писаниях, и не оказаться лжесвидетелем по отношению к Богу или святотатцем, или введя что чуждое учению Господню, или оставив что угодное Богу. А в отношении к братьи, «как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1Сол.2,7), так и он должен быть готов, в угождение Богу и для общей всех пользы, подать каждому не только благовествование Божие, но и душу свою, по заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, (так) и вы да любите друг друга» (Иоан.13, 34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15, 13).

 

Вопрос 104. Как надобно назначать братиям за­нятия? по усмотрению ли одного настоятеля, или и по приговору братий? А подобно и в рассуждении сестер?

Ответ. Если каждый научен то, о чем думает, предлагать на рассмотрение другим; не тем ли паче дела такого рода должны производиться по усмотрении способных к тому, потому что Божие домостроительство должно быть по Божией воле вру­чаемо представившим уже доказательство, что могут благоугодно Господу устроить им порученное? И вообще, во всяком деле настоятелю необходимо помнить, что говорит Писание: «с советом все твори» (Сир. 32, 21).

 

Вопрос 108. Надобно ли настоятелю с какою либо сестрою без настоятельницы беседовать о том, что служит к созиданию веры?

Ответ. В таких случаях не соблюдается запо­ведь Апостола, сказавшего: «только всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40).

 

Вопрос 109. Надобно ли настоятелю часто разго­варивать с настоятельницею, особенно если некото­рые из братий сим соблазняются?

Ответ. Поелику Апостол сказал: «для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1Кор. 10, 29); то хорошо подражать ему, когда он говорит: «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор.9, 12), и сколько возможно ограничивать свидания, чтобы они были реже и короче.

 

Вопрос 110. Когда сестра исповедуется пресвитеру; надобно ли быть при сем и старице?

Ответ. Гораздо благоприличнее и безопаснее та­кая исповедь, которая бывает при старице пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления.

 

Вопрос 111. Если пресвитер прикажет что-ни­будь сестрам без ведома старицы; то в праве ли негодовать на сие старица?

Ответ. И очень.

 

Вопрос 112. Если кто приступает к жизни по Богу; то следует ли настоятелю принимать такового без ведома братий, или должен он сначала им предложить о сем?

Ответ. Господь учит, что ради кающегося созы­ваются «друзья и соседи» (Лук. 15, 6). Посему тем паче необходимо принимать приходящего с ведома всех братий, чтобы они вместе возрадовались и по­молились.