source info :

 

file : Творения. Ч.3 О Святом Духе к Святому Амфилохию, Епископу Инокийскому.doc

Свт. Василий Великий

 

Творения. Ч.3

 

 

О Святом Духе к Святому Амфилохию, Епископу Инокийскому.

 

Оглавление

Глава 1: Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия. 1

Глава 2: Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?. 2

Глава 3: О том, что cиe тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости. 2

Глава 4: О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго. 3

Глава 5: О том, что об Отце говорится: «Им», о Сыне: «из Него», также и о Духе. 3

Глава 6: Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночестии славы   5

Глава 7: Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им.. 6

Глава 8: В каких случаях имеет место речение: Им, и в каком понятии оно свойственнее речения: с Ним, а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается. 7

Глава 9: Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания. 10

Глава 10: Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и Сыном.. 10

Глава 11: О том, что отрицающие Духа суть изменники. 11

Глава 12: Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа. 12

Глава 13: Изложение причины, по которой Павел с Отцем и Сыном ставит и Ангелов. 12

Глава 14: Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него, и ответ на cиe возражение, а вместе и о прообразованиях. 13

Глава 15: Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе и о крещении. 14

Глава 16: О том, что во всяком понятии Дух Святый не отлучен от Отца и Сына, и в созидании мира мысленного, и в домостроительстве касательно человеков, и на ожидаемом суде. 15

Глава 17: Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое изложение веры о благочестном сочислении. 18

Глава 18: О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и обличение утверждающих, что Дух подчисляется. 19

Глава 19: Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно. 20

Глава 20: В ответ утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных  22

Глава 21: Свидетельства из Писания об именовании Духа Господом.. 22

Глава 22: Из того, что Дух подобно Отцу и Сыну недоступен для созерцания, заключение об естественном общении Духа с Отцем и Сыном.. 23

Глава 23: О том, что перечисление принадлежащего Духу есть славословие Ему. 24

Глава 24: Обличение в несообразности тех, которые не славят Духа, заимствованное из сравнения Его с прославляемыми тварями. 24

Глава 25: О том, что Писание употребляет слог «в» вместо слога «с» а также, что слог «и» равносилен слогу «с». 25

Глава 26: О том, что в каких только случаях ни говорится предлог «в», во всех тех случаях берется он и о Духе. 26

Глава 27: О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог «с», и о не изложенных в Писании узаконениях Церкви. 28

Глава 28: О том, что противники не дозволяют употреблять о Духе и того, что Писание говорит о людях, именно, что они соцарствуют со Христом.. 30

Глава 29: Перечисление знаменитых в Церкви мужей, которые в сочинениях своих употребляли речение: со Духом.. 30

Глава 30: Изображение настоящего состояния Церквей. 33