- От издателя
- О внутреннем шаге
- Памятка православного христианина О некоторых основах и правилах церковной жизни
- Введение
- I. Что следует знать православному христианину
- II. Как держать себя в храме
- III. Об исповеди
- IV. О причащении
- V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен
- VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику
- VII. Важнейшие праздники года
- VIII. Посты
- IX. Домашняя молитва и духовное чтение
- Практическое руководство к молитве
- Введение
- I. Молитва и молитвословие
- 1. Молитвословие
- 2. Подготовка к молитвословию
- 3. Время и место
- 4. Начало молитвы
- 5. Во время молитвословия
- 6. Конец молитвословия
- II. Тело и молитва. Аскеза
- III. Затруднения в молитве
- IV. Молитвенные размышления
- V. Молитва в повседневности
- VI. Высшие ступени молитвы
- О проведении Великого Поста
- О молитве (лекция)
- «Да исправится молитва моя...» (из проповедей)
- Покаяние
- Благодарение
- Прошение
- Молитвы святым
- О подражании Христу
- О жизни для других
- Об исполнении своего долга
- О духовном просвещении
- О ближних
- О неравнодушии
- Из молитвенного опыта отца Александра
- Библиографический указатель
Введение
Христианство — не просто теория, мировоззрение и не только моральное учение, а новая жизнь, которая охватывает все сферы человеческого бытия: умственную, нравственную и духовную. Нельзя быть христианином, если нет внутренней убежденности в истине Христова учения. Нельзя им также быть, если не ставишь своей задачей исполнение нравственных заповедей Евангелия. Но убежденность и мораль являются, скорее, лишь средством для главной цели христианской жизни — духовного Богообщения, стяжания Духа Божия. Здесь от нас требуется непрестанный труд, который не может быть приостановлен вплоть до самого конца нашего земного пути. Подобно тому, как камень, брошенный вверх, если остановится в своем полете, начнет падать, так и душа, если прекращает духовное «делание», не стоит на месте, но двигается вспять. Призыв Христа быть совершенным, как совершенен Отец Небесный [см. Мф 5, 48], означает, что внутренний рост человека не имеет границ и пределов. Церковь основана Богочеловеком на земле для того, чтобы вести людей по этому пути. В догматах она выражает основы христианского учения, через наставление дает нам нравственный ориентир, но основное ее призвание — приобщение человека к благодатной жизни. Этому служат прежде всего таинства, молитва и храмовое действо (богослужение).
Предлагаемые правила являются простейшими, но в то же время необходимыми для каждого, кто хочет жить церковной жизнью.