7. Поправка неправых мнений о втором пришествии и суде. О воскресении мертвых. О частном суде после смерти. Как следует жить, чтоб быть спасену. Путь спасения — верное исполнение заповедей Божиих

 

«Какое искушение! Думается мне всегда, что второго пришествия не будет, а что второе пришествие и суд бывает человеку, когда он умирает. — Слышала я также, что, когда умирает человек, тогда ему открывается тайна Пасхи. — Один очень умный священник сказывал мне, что как бы кто ни жил, все друг другом спасены будем».
Хорошо, что вы занимаетесь такими важными и решительными предметами, каковы — смерть, второе пришествие и суд, — и все по ревности о спасении своей души. Но не хорошо, что приплетаете к сему мысли, несообразные с истиною. Зачем второе пришествие притягивать к смерти?! Смерть своим чередом, а второе пришествие — своим. Прочитайте, как пишется в Евангелиях и у Апостолов о втором пришествии, и увидите, что ему — такому, как оно описывается, нельзя быть во время смерти.
Читайте у евангелиста Матфея о пришествии Христовом, главу 25 с 31–го стиха. Егда приидет Сын Человеческий в славе Своей, и ecu святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним ecu языцы; и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ; и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет… сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… Речет и сущим ошуюю Его: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его… И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.
Видите, как будет второе пришествие и суд? Как же можно думать, что оно бывает в час смерти каждого? Когда умирала Божия Матерь, Господь приходил с Ангелами взять к Себе душу Ее. Такой же чести сподоблялись и многие из святых мужей и жен, как пишется в житиях их. Но это совсем не то, что второе пришествие и суд, как сами вы видите. Ко второму пришествию весь род человеческий будет собран в одно место, — и Господь низойдет во славе ко всем и, всех разделив на две части, над каждою частью произнесет один на всех приговор: там — приидите, здесь — идите от Мене. И как произнесет, так и останется навеки. А по смерти каждого, если и бывает некое решение участи его, то единичное, его только касающееся. Почему никак не следует к нему относить то, что говорится о втором пришествии. Второе пришествие будет по обновлении неба и земли, и по всеобщем воскресении, да приимет кийждо яже с телом содела или блага или зла, когда вслед за тем произойдет суд и решится участь каждого.
Святой Апостол Петр пишет, что пришествию Господню будет предшествовать обновление неба и земли: Нова же небесе, говорит, и новы земли по обетованию Его (Господа) чаем (2 Пет. 3, 13). Обновление это совершится огнем: Нынешняя небеса и земля огню блюдома (суть) на день суда и совершится с шумом: тогда небеса с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят. Все сие ради пришествия Господня или Божиего дня: Его ради небеса жегома разорятся, и стихии опаляемы ростаются (2 Пет. 3, 7, 10, 12). Разорится же и растает теперешний мир; а на место его воссозиждется новый; ибо вслед за сим Апостол говорит: Нова же небесе и проч.
Вслед за сим произойдет воскресение мертвых. О сем Сам Господь говорит: Тогда (то есть после разорения старого и воссоздания нового мира) явится знамение Сына Человеческого на небеси… и узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. И послет (Он) Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф. 24, 30 — 31). Сей трубный глас возбудит умерших. Ибо в другом месте говорит Господь: Грядет час, воньже ecu сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин. 5, 28 — 29). И святые Апостолы, когда говорили о воскресении мертвых, всегда соединяли его с таким трубным гласом. Се тайну вам глаголю, пишет святой Павел, ecu бо не успнем, ecu же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетлении, и мы изменимся (1Кор. 15, 51 — 52). То же пишет он и в другом месте: Сие вам глаголем словом Господним… яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и в трубе Божий снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее (1 Сол. 4, 15 — 16).
Воскресшие таким образом люди все собраны будут в одно место, и над ними Господь совершит суд, как изображено выше из Евангелия от Матфея.
Вот как изображено второе пришествие Господне и имеющий последовать за ним всеобщий суд. Изображение сие дано Самим Господом и святыми Апостолами, Духом Божиим наученными. Следовательно, все, что говорится здесь, есть совершеннейшая истина: все неотменно будет так, как сказано. И Господь, изобразив Свое второе пришествие, присовокупил: Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24, 35). А вы, Бога не боясь, свое изволите построевать второе пришествие, будто оно и с судом совершается в смерти каждого. Можно все сказанное применить к смерти?! И слепой увидит, что нельзя. И не давайте себе смелости вперед так думать и говорить. Я собрал все это из Писания для вас, потому что вижу, как вы ленивы заглядывать в него, и, не зная, как говорится о сем предмете в слове Божием, спешите сами от себя решать свои о нем вопросы.
И после смерти каждого бывает решение участи его; но это решение есть только предначинательное, окончательное же решение будет произнесено на страшном суде, по воскресении, чтоб как праведные, так и грешные получили полное и по телу и по душе воздаяние за дела, соделанные с телом.
Так извольте думать, — и, чтоб вам меньше путаться в понятиях о предметах веры, прочитайте со вниманием православный Катихизис и усвойте содержание его. Затем, читайте Евангелие и Послания апостольские, и книги духовного содержания. Знаю, что у вас много трудов; но достаточно, если определите на это воскресные и праздничные дни, в которые, конечно, не работаете.
Слышанное вами, будто в час смерти открывается тайна Пасхи, очень неопределенно, чтоб можно было сказать на это что-либо определенное. Что это за тайна Пасхи? В Пасху празднуем воскресение Христово, которое есть образ, начаток и залог и нашего воскресения. Если это тайна Пасхи, то что ей открываться, когда она известна? Разве, может быть, не печатлеется ли в душе, разлучающейся с телом, особое некое удостоверение, что это разлучение, поставляющее ее в неестественное для нее положение, только на время и что по прошествии этого времени она опять соединится с своим телом. Ибо, по Апостолу, мы не хощем совлещися, но пооблещися, так, однако же, чтобы мертвенное сие (тело) пожерто было животом (ср.: 2 Кор. 5, 4). Душа и доселе веровала, что будет воскресение; но как смерть и в ней производит большое сотрясение, то такая вера может выпадать и повергать душу в крайнее смущение. Почему в утешение ей в момент разлучения ее с телом, может быть, и дается ей сокровенное некое удостоверение в будущем воскресении.
Больше этого не умею, что вам сказать. Но вы лучше сделаете, если станете пропускать мимо ушей все новости о предметах веры, лишние против образа веры, начертанного в Символе веры и истолкованного в Катихизисе.
Неопределенно также и то, что вы слышали от ученого священника, будто мы друг другом спасены будем, как бы ни жили. Напрасно вы тогда же поподробней не расспросили его об этом. Теперь же вы в другом месте, и разъяснить вам этого некому. И я ничего об этом не стал бы вам писать, а сказал бы только: перестаньте об этом думать. Но, как видится, мысль эта засела вам в голову, особенно, может быть, тою стороною, что — как бы ни жили, а спасены будем. На это только и скажу вам, что при этом: как ни живи, надежда спасения не может быть прочною и нерушимою. Ибо в слове Божием определенно указано, как следует жить, чтоб быть спасену; и кто жизнию отступит от этого определенного указания, тому нельзя надеяться спасену быть помимо сего. Святой Павел в Послании к галатам, перечислив дурные дела плотские, присовокупил: Предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящий Царствия Божия не наследят, — спасения не улучат. А вслед за сим он перечисляет добродетели, с которыми благонадежну можно быть, что получится Царствие Божие, или спасение, именно: Любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5, 19 — 23). То же пишется и во многих других местах. Можно ли быть спасену тому, кто не любит Господа Иисуса? Никак нельзя; ибо Апостол пишет: Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1Кор. 16, 22). А кого следует почитать любящим Господа? Того, кто соблюдает заповеди Его; ибо Сам Он сказал: Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21). Так вот определенный путь спасения, — верное исполнение заповедей Божиих. Стало быть, нечего вам увиваться мыслию около льстящего вам, льготного какого-то образа спасения, по коему как ни живи.
Ежели слова — «друг другом спасены будем» — разуметь так: спасены будем, если деятельную будем являть друг к другу любовь, то это истинно. Ибо Господь, потребовавший для засвидетельствования любви к Нему исполнения заповедей, сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Но в таком случае нельзя уже говорить: как ни живи. Ибо любовь друг к другу требует определенной жизни, соединенной с самопожертвованиями. — Только, чтоб полное иметь правило в руководстве ко спасению, надо, со слов же Господа, любовь друг к другу иметь под любовию к Богу. Любовь к Богу есть, по слову Господа, первая и большая заповедь; а за нею уже следует подобная ей любовь к ближним (Мф. 22, 37 — 39). Но и это еще не все: с любовью надлежит иметь соединенною веру. Вера любовию поспешествуема (Гал.5, 6), — вот прямой, незаблудный и благонадежный путь спасения.
И еще повторю: потрудитесь уяснить себе дело веры тем способом, о коем я поминал, — именно: достаньте православный Катихизис, прочитайте его со всем вниманием и усвойте содержание его. После чтением можете расширить свои познания о предметах веры. Тогда какой бы ученый ни стал вам предлагать иной некий образ спасения, вы тотчас сами увидите, что в словах его не правда, а кривда.