Молитва 9–я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю: ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не веем, Госпоже Пречистая, откуда яже неавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Веси – Ты ведаешь. И многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся – и хотя многократно каюсь, оказываюсь неверен Богу (обманываю Бога). Паки таяжде творю – снова делаю то же самое. Ведущи сия – зная это. Благая творити да подаси ми – делать доброе да подашь мне. Яко отнюд имам в ненависти – что я совершенно ненавижу. Злая моя – злые мои. Не веем – Яне знаю. Откуду яже неавижду, та и люблю – почему то, что я ненавижу, то самое и люблю (буквально: откуда [те дела], которые я ненавижу, те и люблю). Благая – благие. Да бых аз отселе престал сквернодейства – чтобы я отныне прекратил злые дела. Прочее – впредь. Пожил бых – пожил бы.

 

+ Эта молитва ко Пресвятой Богородице – вопль человека, познавшего, как мало может его воля к добру противодействовать греху. И покаяние, вполне искреннее, и любовь всею мыслию к закону Божию, и ненависть к злым делам сами по себе не способны спасти человека от рабства греху. Словам этой молитвы близки слова апостола Павла: …Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то , чего не хочу, то… уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. И так я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:14–23). Преодолеть и победить закон греховный возможно только Божией помощью, силою Божией благодати, о которой мы и взываем в наших молитвах.