Приложение I

ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ Ниже приводится перечень наиболее характерных для всех нас — людей, живущих в миру, — грехов и страстей. Конечно, эти грехи не в одинаковой степени свойственны всем людям — перед нами именно общий перечень грехов, просматривая который и вспоминая свою жизнь, каждый может отметить и выявить то, что касается непосредственно его души и жизни. Возможно, одному человеку не свойственна блудная страсть, но он может быть гневлив; другой, напротив, миролюбив, но в то же время может быть нерадив к своим обязанностям, и т. п. Таким образом, для подготовки к Таинству Исповеди мы должны провести работу — работу души. Здесь нужно внимание, рассудительность, трезвость в оценках самого себя, иногда безжалостность в обнажении перед Богом и совестью наших «душевных язв» для их уврачевания. Еще хочется сказать о доверии — доверии к голосу Церкви. Чувство греховности бывает в человеке притуплено, и не все перечисленные здесь грехи могут восприниматься некоторыми из нас как грехи. А без доверия к опыту Церкви, опыту святых, которые, практически пройдя путь очищения от страстей, оставили нам учение о борьбе с грехами — не может быть и действительной веры в Бога. При исследовании своей совести нужно стараться избегать двух крайностей: 1) невидения своих грехов (в помощь для борьбы с этим и предлагается настоящее пособие) и 2) некоей растерянности от их чрезмерного обилия: «Всем абсолютно грешен!» В этом случае важно, во-первых,— не пугаться, ибо глубина зрения своих грехов в самых мелких и тонких их проявлениях говорит о глубине духовного мира человека, а во-вторых, нужно, вглядываясь вдумчиво в свою жизнь, особенно отметить те грехи и страсти, те «сорняки» , которые наиболее густо засорили ниву нашей души, наиболее укоренились в ней. Нужно находить их и «вырывать» — исповедуя их и борясь с ними наиболее решительно и неотступно. Жирным шрифтом напечатан основной перечень грехов, а курсивом — расширенный. Для удобства и наглядности грехи, достаточно условно, подразделяются на три группы: грехи против Бога, грехи против ближнего, грехи против самого себя. В примечаниях (сносках) поясняются некоторые термины и понятия. 

ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА В ОСНОВНОМ ПРОИСТЕКАЮТ ОТ ГОРДОСТИ, МАЛОВЕРИЯ, ПЛЕНЕННОСТИ СТРАСТЯМИ, ОТ НЕРАДЕНИЯ О СВОЕМ СПАСЕНИИ Согрешил неимением любви к Богу и страха Божия [1], в том числе непамятованием о Боге. Согрешил гордостью, в том числе: несмиренностию духа [2], нежеланием жить по Воле Божией, самоволием, самочинием, самомнением, высокоумием, плотским мудрованием. Согрешил неисполнением заповедей Божиих. Согрешил кумирослужением [3], в том числе страстным увлечением кем-либо или чем-либо. Согрешил духовным неразумием [4]. Согрешил чрезмерным упованием на Божие долготерпение, в том числе попущением себе всяческих грехов. Согрешил тщеславием [5], в том числе превозношением, многоглаголанием, честолюбием [6], обидчивостью, лицемерным благоговением и ложным благочестием, смиреннословием [7]. Согрешил маловерием [8], в том числе отсутствием мира Христова в душе [9]. Согрешил недоверием к Промыслу Божию, в том числе неупованием на Господа, опасением старости, бедности, болезней, будущих скорбей. Согрешил неблагодарностью к Богу. Согрешил печалью и унынием, в том числе малодушием [10]. Согрешил ропотом на Бога, неприятием дарованного Господом во спасение нашей души жизненного креста. Согрешил тем, что уклонялся в ересь или иным образом извергал себя из церкви, в том числе: участвовал в мероприятиях церковных раскольников [11], сектантов [12], иноверцев [13] или оккультистов [14]. Согрешил тем, что занимался колдовством, (магией [15]), обращался к разного рода колдунам и целителям [16], в том числе: подвергал себя кодированию, заговорам, гипнозу [17]. Согрешил нетерпением посылаемых Господом испытаний, в том числе нетерпением скорбей: болезней, бедности, ущерба, неудач, обид и т. п. Согрешил ненадеянием на спасение, согрешил отчаянием, помыслами и попытками самоубийства, в том числе недоверием к милосердию Божию. Согрешил богохульными и еретическими помыслами [18], в том числе сомнениями в истинах веры. Согрешил суевериями [19], в том числе гаданиями, чтением оккультной и мистической нехристианской литературы — по астрологии, хиромантии и пр. Согрешил поминанием имени Божия всуе [20], в том числе кощунственно; чертыханием, нецензурной руганью [21]. Согрешил пленением души [22] страстями, окамененным нечувствием [23], в том числе невниманием к голосу совести. Согрешил нерадением об исповедании грехов, самооправданием [24], в том числе: холодностью и бесчувственностью на исповеди; неполным исповеданием грехов по ложному стыду, нерадению или забвению; умалением на исповеди своих грехов и обвинением в них всех и вся: людей, обстоятельства, бесов и пр. Согрешил неисполнением обетов пред Богом, в том числе: неисполнением обетов крещения, обещаний, данных Богу на исповеди или самим себе пред Господом, благословений духовника. Согрешил пренебрежением к требованиям церковного устава и традициям церкви, в том числе: не выделял церковную десятину [25]. Согрешил неблагоговейным отношением к иконам и другим святыням, в том числе: по нерадению или дерзости прикасался к святыням в храме или дома, будучи в нечистоте; читал домашние молитвы, не возжигая лампады или свечи, не следил за порядком в красном углу [26], был нерадив к хранению святынь (допускал порчу просфор, икон и т.п.) Согрешил непочитанием церковных праздников и нерадением об участии в богослужении, в том числе непосещением храма в воскресные и в праздничные дни, непосещением в канун этих дней вечерних богослужений; хождением в храм на службу без желания, без благоговения, без страха Божия; на службе — разговорами, смехом, дреманием, невниманием, блужданием мыслей, исхождением из храма во время службы, опозданием или ранним уходом с нее без уважительной причины; небрежным изображением на себе крестного знамения; торопливым, без благоговения прикладыванием к иконе, кресту. Согрешил нарушением постов, в том числе несоблюдением установленных Церковью постов, а именно: четырех многодневных [27], всех сред и пятниц [28], кроме сплошных седмиц, а также постов в сугубые дни [29], при подготовке к причащению Святых Христовых Таин; нерадением о должном прохождении постов, как телесном, так и душевном. Осуждал священников и всю церковную иерархию [30], в том числе ропотом и непослушанием. Согрешил потворством духу времени и мирским обычаям, противным вере православной, в том числе согрешил обмирщением души [31]. Стыдился исповедать [32] себя христианином, в том числе стыдился налагать на себя крестное знамение, носить нательный крест и т.п. Согрешил нерадением и ленью к молитве [33], а также к чтению православной душеспасительной литературы [34], в том числе: молился без внимания, усердия и благоговения, с холодным сердцем, торопливо, рассеяно, вольно, допуская посторонние мысли; по лени оставлял молитвенное правило или сокращал его; ленился поучаться в законе Божием и учении святых отцов. По небрежению не носил нательного креста [35].

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО КАК ПРАВИЛО, ПРОИСХОДЯТ ОТ НЕДОСТАТКА ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ, ОТ НЕРАДЕНИЯ О ЕГО СПАСЕНИИ, ОТ ЗЛОБЫ, НЕНАВИСТИ ИЛИ БЕСЧУВСТВИЯ К НЕМУ Согрешил неимением любви к ближнему, в том числе: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, подозрительностью нрава [36], непостоянством в отношении к ближним. Согрешил неимением дел любви [37] и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих [38], не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Согрешил нерадением о спасении ближнего [39], в том числе хладностью и забывчивостью в молитвах за ближнего. Согрешил непочитанием родителей [40], в том числе: не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Согрешил непочитанием старших. Согрешил невоспитанием детей в православной вере [41], не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях. Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами [42], (это касается всех к ним причастных), членовредительством [43], рукоприкладством, в том числе: согрешил действиями, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Согрешил жестокостью к животным [44] или же страстной привязанностью к животным [45]. Согрешил ненавистью и злобой, зложелателъством, зловоздаянием [46]; злорадством. Согрешил гневом, в том числе вспыльчивостью. Согрешил проклинанием [47]. Согрешил непримиримостью, в том числе злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним. Согрешил нанесением оскорблений, в том числе поношением, злословием. Согрешил раздражительностью, в том числе прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю, пристрастностью [48]. Согрешил клеветой, сплетнями. Согрешил завистью. Согрешил ложью, в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством. Согрешил осуждением [49]. Согрешил лицеприятием (человекоугодием [50], лестью). Согрешил поведением, соблазняющим окружающих [51], в том числе желанием страстно нравиться [52], прельщать или смущать окружающих. Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, в том числе: наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством. Согрешил страстным любопытством (подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны).

ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ В ОСНОВНОМ СВЯЗАНЫ СО СТРАСТЯМИ БЛУДА, ЧРЕВОУГОДИЯ И СРЕБРОЛЮБИЯ Согрешил блудом [53]. Согрешил прелюбодеянием [54]. Согрешил противоестественными блудными отношениями, в том числе: кровосмешением [55], мужеложством, скотоложством и пр. Согрешил рукоблудием [56]. Согрешил блудными разжжениями, то есть всяческим сладострастием: чтением развратных книг, рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ. Согрешил ночными осквернениями [57]. Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, в том числе нехранением постов и праздников [58]. Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, в том числе: сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; бесовскими плясаниями [59] и телодвижениями; участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры; соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Согрешил всяческой душевной нечистотой, в том числе: вольным услаждением блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств. Согрешил употреблением наркотиков [60], пьянством [61], курением, чревоугодием [62], тайноядением [63], сластолюбием [64]; в том числе: чревобесием [65] и гортанобесием [66], многоядением [67], невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Согрешил употреблением в пищу крови животных (в том числе кровяной колбасы) [68]. Согрешил ленью, расслаблением тела и чувств, многоспанием, тунеядством [69], в том числе: негою, люблением телесного покоя, пустой мечтательностью; пустым, бессмысленным времяпрепровождением. Согрешил небрежением Божьими дарами: жизнью, талантами, временем, в том числе: пустословием, праздностью, чтением неполезной душе литературы [70], кумирослужительным пристрастием [71] к телевизору, компьютеру, коллекционированию или другим мирским зрелищам и занятиям. Согрешил чрезмерной попечительностью о своем здоровье или, напротив, небрежением о своем здоровье. Согрешил неисполнением своих житейских обязанностей, в том числе нехранением совести относительно вещей [72]. Согрешил сребролюбием [73], в том числе: корыстолюбием [74], любостяжательностью, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам, лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству. Согрешил злоприобретением [75], в том числе: лихоимством [76], хищением [77], воровством [78].

[1] Есть три ступени страха Божия: низшая — страх наказания, средняя — страх потери награды, высшая — страх своими грехами оскорбить любовь Небесного Отца. [2] Несмиренность духа — горделивое, агрессивное состояние души, противоположное евангельской нищете духа, которая есть смирение (почитание себя ничем пред Господом) и кротость: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). [3] Кумирослужение — почитание чего-либо больше Бога или наравне с Ним (сотворение себе из людей, мирских вещей или занятий кумира, идола). [4] Духовное неразумие (слепота духовных очей, нерассудительность) — неспособность понять волю Божию и нежелание исполнять ее. [5] Тщеславие — приписывание дарованных Господом добродетелей и талантов себе, а не Богу, и самоудовлетворение в этом. [6] Честолюбие — любовь к похвале и почету от людей, стремление стяжать их; желание достижения почетного положения в обществе. [7] Смиреннословие — неискреннее, на словах, осуждение своих грехов пред людьми с желанием получить за это похвалу и почет. [8] Маловерие — неверие в реальное всеприсутствие и всемогущество Божие, в Его беспредельную благость и любовь к каждой человеческой личности. [9] Мир души — смиренное (с миром), спокойное, гармоничное состояние души христианина, основанное на твердой вере во всемогущество и милосердие Божие; достигается отказом от гордой «самости» (богоборческого состояния самодовлеющей личности), вручением всей своей жизни в руки Божии и освобождением души от пленения страстями. [10] Малодушие — расслабление души, нервозность, страх перед жизнью, непоследовательность, ненастойчивость в достижении целей христианской жизни как следствие маловерия, неупования на Господа, недоверия к Его премудрому Промыслу, к Его любви и заботе о каждой человеческой душе. [11] Церковные раскольники — католики, униаты, староверы и безблагодатные (т. е. неканонические, незаконные) автокефалисты. [12] Сектанты — всякого рода протестанты, в народе называются «штундистами»: лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т. п. [13] Иноверцы — иудеи (приверженцы иудаизма), мусульмане (приверженцы ислама), буддисты и пр. [14] Оккультисты — приверженцы оккультизма — любых культов и учений, практикующих служение в открытом или сокрытом виде «иным богам», которые, по слову Апостола Павла, «суть беси», и непричастных к святой Православной Церкви. Сюда относятся восточные или иные тоталитарные мистические культы, подавляющие психику человека, различные языческие культы, сатанисты, экстрасенсы, «космические контактеры» и пр., а также: кришнаиты, секта иеговистов, так называемый «Богородичный центр», «Белое братство», так называемая «Церковь Христа», последователи учения Рерихов («Агни йога»), Шри Чинмоя, Порфирия Иванова («Ивановцы»), СёкоАсахара («Аум Синрикё»), трансцендентальной медитации, дианетики и сайентологии («Церковь Хаббарда») и множество других. [15] Магия - черная или так называемая белая — есть служение дьяволу. Сюда же относится произнесение любых заклинаний, заговоров или не одобренных Церковью молитв, а также церковных молитв в злонамеренно урезанном виде или с чуждыми добавлениями. [16] Экстрасенсы и так называемые «целители» — «волхвователи», т.е. те же колдуны, скрывающиеся под личиной «современной науки» или «народной (традиционной или восточной) медицины». Действие их, как правило, происходит на двух уровнях: внешнем — на котором — в рекламных целях — происходят видимые исцеления очевидных недугов, и внутреннем — на котором повреждаются глубинные основы души, психика, зачастую и внутренние органы человека. [17] В кодировании, гипнозе и т. д. всегда есть опасность внедрения в нашу личность, душу сил тьмы, ибо производящие это «лечение» специалисты — люди, безусловно, духовно не просвещенные, «вскрывая» подсознание, действуют вслепую, не контролируя при этом духовных процессов. Это — помимо множества случаев прямо злонамеренного вмешательства (вспомним, например, какую истерику закатывал Кашпировский, когда ему предлагали наложить на себя крестное знаменье, то есть просто перекреститься, или как многие «целители» отказывались принять святое крещение в Церкви, объясняя это тем, что у них тогда пропадет «сила»). Истинное же, от Бога, исцеление болезней и страстей даруется Господом по Его особому Промыслу тем и тогда, кому и когда это полезно, и если и через людей, то через праведников, подвижников, святых, становящихся преизобильными источниками благодати Божией через подвиг своей христианской жизни. [18] Помысл не есть утвержденная духовная мысль или чувство, но всеваемое от лукавого искушение человеческой воли противными Богу мнениями или желаниями. По учению святых отцов, борьба с помыслами является важнейшим элементом духовной жизни. Непринятый, сразу отраженный помысел (прилог) безгрешен. Принятый помысел (сочетание) — начало греха. [19] Суеверие — «суетная вера» — вера в приметы, сны, . «особые дни и числа» и пр. [20] Всуе — впустую, напрасно, без должного благоговения и осмысленности. [21] Нецензурная (матерная) брань имеет сокрытую направленность против Самого Господа и Божией Матери, а потому упорные матерщинники, как хулители и проклинатели Бога, причисляют себя к богоубийцам и не могут рассчитывать на помощь Божию. Святые отцы называют мат молитвой дьяволу. [22] Пленение — крайняя степень сочетания с грехами, когда уже и не замечаешь их, и не борешься с ними. [23] Окамененное нечувствие — холодность и окаменен-ность сердца и души, нежелание бороться с грехами.Окамененное нечувствие — холодность и окаменен-ность сердца и души, нежелание бороться с грехами. [24] Самооправдание - очень тяжелый по своим последствиям грех, ибо оправдывающий себя в грехах к совершённому греху добавляет еще грехи лжи, лукавства, несмирения, осуждения. Грех самооправдания среди людей имеет исключительно широкое распространение и при этом почти никем не осознается как грех: помыслы от лукавого всегда «помогут» нашему самолюбию найти оправдание себе, а значит, неизбежно перенести вину за грех на окружающих. В действительности сами себя оправдать мы никак не можем: право суда и оправдания принадлежит одному Богу, и заслужить оправдание можно только покаянием, т. е. обвинением себя. Самооправданием человек только многократно умножает свою вину. Пример из Священной истории: Адам и Ева были изгнаны из рая не сразу после того, как в ослушание заповеди Божией вкусили запретный плод, а после того, как вместо искреннего раскаяния стали оправдывать каждый себя и обвинять другого. Каковы страшные, глобальные последствия сего самооправдания — мы знаем. Церковь учит, что первые люди были бы прощены Богом в своем грехе ослушания, если бы сразу, осудив себя, покаялись. [25] Церковная десятина — та часть дохода христианина, которая должна добровольно выделяться на дела милосердия (пожертвования на содержание Церкви, на помощь нищим и вообще нуждающимся, на другие богоугодные дела). По древней традиции эта часть равняется 10% от общего дохода (Втор. 14, 22). Конечно, это пожертвование должно быть посильным. [26] Красный угол — угол (или стена) комнаты, как правило, ориентированный на восток, в котором расположены иконы, где совершается домашняя молитва и где хранятся домашние святыни. [27] Великий пост (начинается за 49 дней до праздника Св. Пасхи); Петров пост (начинается через 57 дней после праздника Св. Пасхи и длится до 11 июля — кануна дня св. апостолов Петра и Павла); Успенский пост (с 14 до 27 августа, до праздника Успения Пресвятой Богородицы); Рождественский пост (с 28 ноября до 6 января, до праздника Рождества Христова). Все даты даны по новому стилю. [28] Все среды и пятницы в течение года (кроме пяти «сплошных седмиц» — особых непостных недель), которые соблюдаются Церковью как постные дни в памятование о происшедших в эти дни трагических событиях: о предательстве Иуды (среда) и распятии (пятница) Господа нашего Иисуса Христа. [29] Однодневные посты: Крещенский сочельник — 18 января; Усекновение главы св. пророка Иоанна Предтечи — 11 сентября; Воздвижение св. Креста Господня — 27 сентября. [30] Церковная иерархия — это тот священный строй или порядок, посредством которого достигается единение с Богом в Церкви. Церковная иерархия является продолжением иерархии Небесной (ангельской). Имеет три степени, которые проводят в таинствах Откровение в жизнь верующих: высшую — иерарх (архиерей, епископ), среднюю — священник и низшую — диакон. Иерархия берет свое начало от Самого Иисуса Христа и Его св. Апостолов, посвященных Духом Святым в день Пятидесятницы. [31] Обмирщение — постепенное снижение уровня духовной жизни, приспособление религиозных норм к мирским обычаям, к удобствам плоти, подмена духовного содержания религиозной жизни ее внешними формами. [32] Исповедовать веру — открыто признавать себя христианином, в том числе и перед враждебно настроенными к вере людьми в опасных для житейского благополучия ситуациях. [33] Молитвы могут быть общественные (в церкви) и частные (дома). Домашние молитвы православного христианина должны быть таковы: утренние и вечерние молитвенные правила (по молитвослову); молитвы перед едой и после еды; перед началом и после окончания всякого дела (благодарение); по возможности частое устное произнесение Иисусовой молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» (или «грешную»); молитвенное последование при подготовке к причащению и благодарственное — после причащения (по молитвослову). [34] Чтение православной душеспасительной литературы — следует по возможности проходить под руководством священника или духовно опытного христианина. [35] Освященный нательный крест есть символ исповедания нашей веры и ограждение нас от злых духов. Небрегущий о ношении нательного креста добровольно совлекает с себя звание христианина и сам отвергает помощь Божию. Забывший надеть крест похож на охотника, который, выходя на медведя, забыл взять оружие. [36] Подозрительность — тяжелый грех, указующий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить себя низко, а всех других — высоко, и потому рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух. [37] Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению (самодельный крест), а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает. [38] Уделять посильную (хоть копейку) толику нищим мы обязаны всегда невзирая на лица. Если же есть возможность благотворить существенным образом, то мы это должны совершать с рассуждением, стремясь понять, какова на то воля Божия, с серьезным рассмотрением, на что и кому мы жертвуем средства и как они будут использоваться. [39] Нерадение о спасении ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, чтобы способствовать укоренению его души в вечной жизни. [40] Непочитание родителей — нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5, 16). Но почитание родителей не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37). [41] По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей — это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное — своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души. [42] Аборты — смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь (зародыша или плода), ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет, и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, и не только в будущей жизни, а и в сей, настоящей: бесплодие, болезни, скорби, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью (церковное наказание) во искупление сего смертного греха. [43] Членовредительство — вольное или невольное нанесение себе или другим увечий. [44] Жестокость к животным. Человек творит грех, если жестоко бьет и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни. [45] Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными (о которых надо заботиться и жалеть их) и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих животных. [46] Зловоздаяние — мстительность. [47] Проклинание (проклятие) — грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему (особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его — как, например, ребенок от родителей). Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» (ибо сам ее призвал) жертвой. [48] Пристрастность — предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми. [49] Осуждение — чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмир-щвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение (как правило, носящее осудительный характер). При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7, 1-2). В осуждении сплетаются несколько грехов: и грех гордости (несмирения), и грех нелюбви к ближнему, и, наконец, похищение Божественного права суда, ибо только Творец имеет право судить Свое творение: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4, 12). [50] Человекоугодие — преклонение или страх перед «сильными мира сего», корыстное желание угодить им с целью получения каких-либо благ или привилегий. [51] О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7). [52] Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. [53] Блуд — плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 5). [54] Прелюбодеяние — плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака. [55] Кровосмешение — близкородственные плотские связи. [56] Рукоблудие — онанизм в любых видах (малакия). [57] Ночное осквернение может быть вольным — следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, много-спания, услаждения блудными помыслами и т. д., а также следствием осуждения ближнего; таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди; и может быть невольным — физиологическим явлением без явных греховных причин — таковое не является грехом. Но в любом случае следует омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения (по молитвослову) и окропить себя святой водой. [58] Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников (в том числе воскресных дней), накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов. [59] Бесовские плясания — танцы, вызывающие сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение. [60] Употребление наркотиков — смертный грех, ибо сродствен греху самоубийства. Это услаждение действием различных препаратов и средств, вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих (от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.). [61] Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться (как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие). [62] Чревоугодие — страсть насыщения пищей и питием тогда, когда это становится жизненным кумиром (см. Кумирослужение). [63] Тайноядение — употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. п.). [64] Сластолюбие — любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях. [65] Чревобесие — страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. [66] Гортанобесие — страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями (гурманство). [67] Многоядение — употребление пищи в количестве, превышающем естественные потребности организма. [68] Неупотребление в пищу крови — одно из древнейших установлений церковного устава (См.: Быт. 9, 4; Исх. 34, 15; Деян. 15, 20). Кровь — носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу. [69] Тунеядство — «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). [70] Сюда относится в том числе кино, телевизионная, компьютерная и т. п. продукция, несущая не только богоборческое, бесовское содержание (порнография, ужасы, насилие), но и просто пустая, псевдоинтеллектуальная, потребляемая человеком рефлекторно, чтобы «убить время». [71] Пристрастие — страстная привязанность к чему-либо (см. Кумирослужение). [72] Нехранение совести относительно вещей и ресурсов есть нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, дабы не испортить или не повредить что-либо. Сюда же относится нерадивое, небрежное отношение к своим обязанностям по принципу: «Как-нибудь да обойдется». [73] Сребролюбие — страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство (см. Кумирослужение). [74] Корыстолюбие по-церковнославянски — «мшелоимство». [75] Злоприобретение — приобретение денег или имущества нечестными, недостойными христианина средствами. [76] Лихоимство — взятки, вымогательство и т.п. [77] Хищение — кража государственного или иного (тебе не принадлежащего) имущества. [78] Воровство — кража у ближнего.